Для входа на сайт зарегистрируйтесь

Мы на Facebook

Информационные бюллетени Профсоюза

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Отчет о работе ЦК Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации за период после VI съезда Профсоюза и задачи Профсоюза на предстоящий период

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                             VII съезда                              

Профессионального союза работников здравоохранения

Российской Федерации

 21 апреля 2021 г.                                                                                        № 7 - 1

 

Отчет о работе ЦК Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации за период после  VI съезда  Профсоюза

и задачи Профсоюза на предстоящий период

  

           Заслушав и обсудив отчетный доклад о работе Центрального комитета Профсоюза, VII Съезд Профсоюза отмечает, что в отчетный период деятельность выборных профсоюзных органов осуществлялась в условиях принятия и реализации значительных изменений нормативной правовой базы системы здравоохранения, медицинской науки и специального образования, профсоюзов.

           Осуществлялась реализация комплекса мер по реформированию и оптимизации системы здравоохранения, формированию трехуровневой системы организации медицинской помощи, смещению акцентов со стационарной на амбулаторную помощь, одноканальному  финансированию оказания медицинской помощи, в т.ч. отдельных видов специализированной и высокотехнологичной за счет средств ОМС. Указанные реформы обусловили сокращение сети медицинских организаций, их штатной численности, что в значительной степени затронуло трудовые и социально-экономические интересы работников здравоохранения.

    В этих условиях выборные профсоюзные органы осуществляли свою деятельность в полном соответствии с решениями VI Съезда и утвержденными резолюциями, последовательно отстаивали социально-экономические и трудовые права и интересы членов Профсоюза, добивались повышения уровня материальной обеспеченности работников отрасли, стимулирования эффективного и качественного труда, скоординированных действий социальных партнеров на всех уровнях с целью выработки единых подходов по реализации государственной социальной политики, регулированию социально-трудовых отношений, улучшению условий и охраны труда.

            Сегодня Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации – это один из крупнейших отраслевых профсоюзов России, объединяющий в своих рядах более 2-х млн. человек из 83 субъектов Российской Федерации.

Одной из основных задач Профсоюза в отчетный период было организационное его укрепление.

           Работа в этом направлении в период 2015 – 2020 годов обеспечила сохранение сложившегося в последние годы соотношения среди различных категорий членов Профсоюза: работающие (81,2%), обучающиеся (15,7%) и неработающие пенсионеры (3,1%).

           Позитивными факторами прошедшего периода явились:

           рост числа лиц, принятых в Профсоюз, и уменьшение  количества членов Профсоюза, вышедших из наших рядов по собственному желанию;

 рост профсоюзного членства среди обучающейся в профессиональных образовательных организациях молодежи;

сохранение профсоюзного членства при продолжающейся реорганизации и оптимизации медицинских организаций;

          увеличение количества председателей первичных профсоюзных организаций, работающих на платной основе.

           Съезд отмечает, что, несмотря на имеющиеся положительные результаты в укреплении профсоюзного членства, не снижается количество региональных организаций, в которых охват профсоюзного членства составляет менее 50%.

Важнейшей составной частью работы по организационному укреплению и развитию Профсоюза является работа с профсоюзными кадрами и активом.

Реализуя кадровую политику, в отчетный период, на уровне ЦК Профсоюза был сформирован кадровый резерв на председателей региональных организаций и их заместителей, проведено обучение лиц, включенных в  резерв на председателей региональных организаций. Положительным моментом является тот факт, что 10 из 15  впервые избранных в 2019 - 2020 годах председателей региональных организаций были избраны из числа резерва. Что касается института заместителей председателей региональных организаций Профсоюза, то, к сожалению, на отчетно-выборных конференциях в 2019 году их избрали только в 57 регионах из 83.

         В целях укрепления уровня подготовки членов выборных профсоюзных органов, ЦК Профсоюза уделял пристальное внимание вопросам их обучения. Продолжена работа по действующей системе подготовки профсоюзных преподавателей и привлечения их к учебному процессу. В 2020 году, с учетом известных обстоятельств – пандемией коронавирусной инфекции COVID – 19, учебные семинары стали проводиться дистанционно. В целях методического обеспечения учебного процесса ежегодно готовятся более 50  методических материалов, в том числе рекомендаций по различным направлениям деятельности Профсоюза. Из года в год растет число лиц, охваченных  обучением   на уровне регионов и ЦК Профсоюза. Отмечается рост числа школ профсоюзного актива в первичных профсоюзных организациях. К 2021 году число прошедших обучение среди профсоюзных кадров и актива составило более 30%.

Заслуживает одобрения практика проведения с 2015 года стажировок в Москве в Центральном офисе Профсоюза впервые избранных председателей региональных организаций, что позволило профсоюзным лидерам получить начальные знания об основах профсоюзной деятельности, ответы на возникающие в практической деятельности сложные вопросы, наладить коммуникационные связи со специалистами аппарата Профсоюза.        

В реализации кадровой политики Профсоюза немаловажное значение отводится моральному поощрению членов Профсоюза за активную деятельность в реализации целей и задач Профсоюза. Ежегодно различными профсоюзными наградами награждаются около 500 членов Профсоюза.

В 2020 году, в период активной борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, Профсоюз учредил две Памятные медали «За особый вклад в борьбе с коронавирусом» для награждения членов Профсоюза – медицинских работников, волонтеров, социальных партнеров, а также «За особый вклад студентов-медиков в борьбе с коронавирусом», которыми в 2020 году награждены около 7000 человек.

           На протяжении отчетного периода Профсоюз осуществлял общественный контроль за реализацией государственной социальной политики в сфере здравоохранения, повышением уровня финансового обеспечения здравоохранения, обеспечением целевого расходования финансовых средств обязательного медицинского страхования, формированием тарифов на медицинские услуги.

            В период 2015-2018 годов осуществлялся мониторинг исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597, соответствующих федеральной и региональных «дорожных карт», предусматривающих рост заработной платы медицинских работников в регионах; в период 2019-2020 годов – мониторинг сохранения контрольных показателей уровня оплаты труда медицинских работников, установленных Указом Президента Российской Федерации.

           В сфере внимания Профсоюза были также вопросы повышения уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения, не предусмотренных Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников. В результате Правительством Российской Федерации были утверждены нормы об увеличении фондов оплаты труда медицинских организаций: в 2018 году на 4%; с 1 октября 2019 г. на 4,3%; с 1 октября 2020 г. на 3%.

           Профсоюз участвовал в подготовке Национального проекта «Здравоохранение» и федеральных проектов в его структуре в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, а также, совместно с Минздравом России, ФФОМС и Общероссийским Народным Фронтом в разработке мер по их реализации.

           Важным направлением работы Профсоюза оставалась подготовка предложений и инициирование их рассмотрения   в части совершенствования систем оплаты труда, формирования государственной системы гарантий по структуре и размерам составных частей заработной платы.

           В условиях отсутствия единых подходов в обеспечении гарантированного уровня и условий оплаты труда работников в ежегодных Единых рекомендациях Российской трехсторонней комиссии, по инициативе профсоюзов, закреплялись принципы формирования региональных систем оплаты труда, в частности, по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы медицинских работников до рекомендованных значений (55-60%).

           Предложения Профсоюза по совершенствованию систем оплаты труда нашли свое отражение в Поручениях Президента Российской Федерации, связанных с модернизацией первичного звена здравоохранения, в части установления: единой структуры заработной платы, нормативов минимального должностного оклада, единых правил установления надбавок стимулирующего характера, максимально допустимого уровня совместительства, неснижения уровня компенсационных и стимулирующих выплат.

           В целях обеспечения правовой базы реализации этих Поручений Профсоюз принимал участие в работе по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы. Проводилась работа совместно с Минздравом России и Минтрудом России по формированию Отраслевой системы оплаты труда.

           По инициативе профсоюзов  величина МРОТ увеличилась с 5965 руб. в 2015 году до 12792 руб. в 2021 году; в 2018 году была реализована норма Трудового кодекса Российской Федерации о соответствии размера МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного населения; с 2021 года изменена правовая основа исчисления МРОТ, исходя из медианной  заработной платы;  Конституционным судом РФ приняты решения об исключении из величины МРОТкомпенсационных выплат за работу в районах с особыми климатическими условиями, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных.

           В отчетный период Профсоюз участвовал в работе  по совершенствованию нормативно-правового регулирования подготовки кадров здравоохранения.  Расширено количество бюджетных мест для приема на целевое обучение в организациях высшего и среднего медицинского образования с договорной фиксацией мер финансовой и социальной поддержки обучающихся. При участии Профсоюза решен вопрос о направлении финансовых средств ОМС на повышение квалификации специалистов сферы здравоохранения.

           Большая работа проведена Профсоюзом совместно с Минздравом России по совершенствованию нормативной базы по регламентации профессиональной деятельности в части аккредитации специалистов, аттестации на квалификационную категорию, пересмотра Номенклатуры должностей, Номенклатуры специальностей медицинских и фармацевтических работников, Квалификационных характеристик по должностям медицинских работников, временных штатных нормативов в рамках пересмотра Порядков оказания различных видов медицинской помощи, типовых норм нагрузки; разработки профессиональных стандартов специалистов здравоохранения. 

           Представители Профсоюза на постоянной основе участвовали в работе Экспертного совета при Минтруде России по разработке профессиональных стандартов, Советов по профессиональным квалификациям в здравоохранении и фармации.

           Одной из задач Профсоюза в отчетном периоде являлось решение вопросов, связанных с формированием единых подходов к оценке факторов вредности (опасности) при установлении размеров компенсационных выплат, а также обеспечению объективности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), учета особенностей при проведении СОУТ для отдельных категорий медицинских работников.

           По инициативе Профсоюза первичные профорганизации получили правовую возможность участвовать в проведении СОУТ, составлять мотивированное предложение о проведении внеплановой СОУТ, проводить независимые экспертизы условий труда силами технических инспекторов труда ЦК Профсоюза (2953 экспертизы).

           Важным направлением в деятельности Профсоюза за отчетный период оставалась работа по совершенствованию системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, состоянием условий и охраны труда. В целях реализации поставленных перед Профсоюзом задач развивались институты правовых и технических инспекций труда, создан экспертый Совет при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда, заключено соглашение о взаимодействии с Федеральной службой по труду и занятости, систематизировалась работа по осуществлению профсоюзного контроля через внедрение тематических проверок. За отчетный период проведено более 400 тысяч проверок, выявлено более 670 тысяч нарушений, из которых устранено 90% нарушений, выдано более 65 тысяч представлений об устранении выявленных нарушений.

 Судебная  форма  защиты  социально – трудовых  прав   работников по-прежнему оставалась одним из самых действенных и результативных способов защиты. Профсоюзными инспекторами  были подготовлены более 14 тысяч судебных исков, из которых 90% решены в пользу работников.  На личном приеме принято более 500 тысяч членов Профсоюза и рассмотрено более 100 тысяч письменных обращений. Экономическая эффективность от всех форм правозащитной деятельности Профсоюза за отчетный период составила более 3 млрд 800 млн рублей.

           Представители Профсоюза принимали активное участие в отчетный период в качестве экспертов в рабочей группе «Здравоохранение» по реализации механизма «регуляторной гильотины», предусматривающей отмену нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, РСФСР, РФ, федеральных органов исполнительной власти и, в случае необходимости. издание новых соответствующих актов. Было подготовлено более 130 заключений по нормативным правовым актам в рамках данной рабочей группы.

Участие Профсоюза в социальном партнерстве на федеральном и региональных уровнях за отчетный период было направлено на установление общих условий соблюдения норм трудового законодательства и социально-экономической защиты прав и интересов работников, заключение региональных отраслевых соглашений (результат – 100%) и 100-процентное заключение коллективных договоров в медицинских организациях (результат – 95%), повышение ответственности сторон социального партнерства за выполнение заключенных соглашений, проведение экспертизы законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе локальных нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников (результат: более 44 тыс. коллективных договоров и более 10 тыс. проектов законов и иных актов). 

Для максимально эффективного информирования членов Профсоюза и медицинского сообщества в отчетный период приоритетом стало использование цифровых технологий. Только 2 региональные организации Профсоюза из 80 не имеют своего сайта. 48 из 78 региональных организаций обновили свои сайты, сделав их более современными и информативными. Значительно возросла посещаемость официального сайта Профсоюза. В отчетный период было зафиксировано 1,13 млн уникальных посетителей, 1,68 млн визитов.

Усилена работа в соцсетях, как наиболее популярном способе донесения информации. Профсоюз представлен там многочисленными группами. Совокупный охват аудитории Профсоюза в соцсетях вырос в десятки раз, а количество уникальных (новых посетителей) - в 5 раз. Только «ВКонтакте» у Профсоюза свыше 100 групп, в которых более чем 110 тысяч участников.

62 региональные организации используют мессенджеры для быстрого обмена данными и служебной переписки.

Продолжено развитие YouTube-канала Профсоюза, который регулярно пополняется комментариями ведущих профсоюзных экспертов по острым вопросам российского здравоохранения. Среди отраслевых профсоюзов это самый крупный канал. 60 опубликованных на нем видео набрали 55 тысяч просмотров. В 2019 году стартовал видеопроект «Профсоюзный тонометр», сутью которого подача в популярной форме информировать об актуальных вопросах здравоохранения и о том, как Профсоюз их решает.

Продолжая наращивать информационное влияние, Профсоюз направлял деятельность на совершенствование методов взаимодействия со СМИ. В отчетном периоде количество публикаций увеличилось до 640. В журналах «Сестринское дело» и «Кто есть кто в медицине» действуют профсоюзные рубрики. Количество публикаций в этих изданиях выросло в несколько раз. Продолжается сотрудничество с отраслевыми изданиями «Медвестник» и «Медицинская газета». С редакцией газеты «Солидарность» была достигнута договоренность о публикации актуальных материалов Профсоюза для широкой профсоюзной аудитории.

Деятельность Профсоюза активно освещается на страницах газет «Коммерсант», «Труд», «Российская газета», «Парламентская газета» и многих других печатных федеральных изданий. Профсоюз обеспечил присутствие в теле- и радиоэфире.

В периодическом печатном издании ЦК Профсоюза - журнале «Профсоюзная тема» открывались новые рубрики, посвященные конкретной теме. Журнал выпускался 6 раз в год и доставлялся в каждую первичную профсоюзную организацию. Для них продолжен выпуск приложения к журналу.  Увеличилось количество собственных печатных изданий, благодаря выпускам серийного непериодического печатного издания «Информационный бюллетень», электронного информационного листка «Твой Профсоюз – твоя защита», методических и справочных материалов по различным направлениям профсоюзной работы для членов Профсоюза.

Высокий уровень цифровизации в Профсоюзе позволил проводить мероприятия в режиме онлайн. Все региональные организации Профсоюза готовы к участию в видеоконференциях.

Продолжая расширять связи с другими общественными организациями, Профсоюз активно участвовал в проводимых ими мероприятиях.

В отчетный период главными направлениями работы по реализации молодежной политики в ЦК Профсоюза и региональных организациях  стали: мотивация профсоюзного членства, участие в коллективных действиях и акциях солидарности, обучение молодых профсоюзных активистов, проведение конкурсов профессионального мастерства, образовательных форумов и слетов, развитие новых направлений информационной работы.

К настоящему времени удалось существенно увеличить численность молодежи в Профсоюзе, завершить формирование организационной структуры для реализации молодежной политики Профсоюза,  налаживание ее кадрового, научно-методического и информационного обеспечения.

К сожалению, следует отметить, что подавляющее большинство региональных организаций Профсоюза не включают представителей молодежи до 35 лет в  кадровый резерв на руководящие должности.

За отчетный период к работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений шире привлекались профактивисты из числа студентов, учащихся и работающей молодежи к подготовке молодежных разделов для региональных отраслевых соглашений, а также коллективных договоров крупнейших учреждений отрасли. На сегодняшний день в 56 региональных отраслевых соглашениях отражаются разделы по работе с молодежью, в остальных региональных соглашениях вопросы социально-экономических интересов молодежи отражены в разных разделах документа. Разработаны новые учебные программы, ориентированные на молодежный профактив, организован ряд образовательных мероприятий для  молодых профсоюзных активистов. Всего за отчетный период  было проведено 15 окружных тренингов, в которых приняли участие  свыше 600 человек.

       В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности Профсоюза и его организаций и их выборных органов в части защиты трудовых, профессиональных и социально-экономических интересов членов Профсоюза,

 

VII Съезд профсоюза работников здравоохранения

Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Признать работу ЦК Профсоюза за отчетный период удовлетворительной.

          2.  Считать главной задачей  Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации на предстоящий период дальнейшее повышение эффективности работы выборных органов организаций Профсоюза всех уровней по представительству и защите прав и интересов членов Профсоюза.

         3.  Утвердить Программу действий Профессионального союзаработников здравоохранения Российской Федерации на 2021-2026 годы (приложение № 1).

 4. Принять Резолюцию VII Съезда Профсоюза «Гражданам -  качественную медицинскую помощь! Медицинским работникам - достойную заработную плату!» (приложение № 2).

         5.Руководителям организаций Профсоюза всех уровней обеспечить выполнение постановлений соответствующих отчетно-выборных конференций (собраний).

           6. Президиуму Профсоюза  разработать и утвердить в срок до 01 октября 2021 года  план  практических мероприятий («дорожную карту») по реализации решений VII Съезда Профсоюза, замечаний и предложений, высказанных делегатами Съезда.

         7. ЦК Профсоюза довести материалы и решения VII Съезда Профсоюза до сведения членов Профсоюза. С этой целью разместить их на сайте Профсоюза, опубликовать в журнале ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема».

          8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Председателя Профсоюза.

  

Председатель Профсоюза                                                              А.И.Домников

 

 7-1

Приложение № 1

к постановлению VII съезда

                                               Профсоюза  от  21 апреля 2021 г.  № 7-1

 

 

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2021-2026 ГОДЫ

 I. Введение

 

Программа действий Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации на 2021 – 2026 годы (далее-Программа) является программным документом, определяющим политику и основные направления деятельности организаций Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Профсоюз) на предстоящий период, в котором Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.

      Программа предусматривает комплексный подход к решению задач, определенных Уставом Профсоюза, приобретение нового опыта взаимодействия с законодательной и исполнительной властью, направленного на совершенствование и дальнейшее развитие социального партнерства на всех уровнях власти, совершенствование внутрисоюзной работы, традиционных методов деятельности организаций Профсоюза, применительно к конкретным условиям их функционирования.

В Программе учитываются факторы изменения принципов организации оказания медицинской помощи, подготовки медицинских кадров, внедрения рыночных механизмов в сфере здравоохранения и введения новой системы оплаты труда работников здравоохранения, направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду.

 

II. Цель и основные задачи Программы

            Цель программы:

 -   повышение эффективности социального диалога между властью, обществом и работниками здравоохранения при реализации приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения;

-  нахождение баланса между интересами власти, общества и медицинских работников, обучающихся по повышению их социального и профессионального статуса. Сохранение и увеличение численности Профсоюза. Развитие, сохранение и преумножение опыта профсоюзного движения в сфере здравоохранения.

        -    повышение способности адекватно и своевременно реагировать на социально-экономические изменения в обществе, касающиеся работников здравоохранения, консолидация усилий членов Профсоюза на достижение необходимого результата по защите их законных прав и интересов.

 

            Основные задачи:

- развитие конструктивного диалога организаций Профсоюза и Профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, работодателями, направленного на решение задач, определенных  Уставом Профсоюза;

- консолидация усилий по защите прав членов Профсоюза с Федерацией Независимых Профсоюзов России, Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации;

- укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение эффективности работы выборных органов организаций Профсоюза;

- повышение эффективности работы по представительству и защите экономических и профессиональных интересов работников – членов Профсоюза;

            - повышение уровня профессиональной компетентности и ответственности членов выборных коллегиальных органов организаций Профсоюза и профсоюзных лидеров за принимаемые решения;

- формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве.

 

III. Основные направления деятельности Профсоюза

 

  1. 1.      В области регулирования вопросов достойной и справедливой оценки

труда, стимулирования эффективного и качественного труда:

 

Участие в совершенствовании нормативной правовой базы по оплате труда, предусматривающей формирование действенной системы гарантий по структуре и размерам заработной платы, на основе:

  • разработки на федеральном уровне системы оплаты труда медицинских работников в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ, и утвержденными Правительством Российской Федерации требованиями к отраслевым системам оплаты труда;
  • разработки и реализации в учреждениях здравоохранения, на основе требований, утвержденных Правительством РФ, Отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, исходя из установленных гарантий по размерам окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, с учетом дифференциации их размеров в зависимости от сложности труда работников; перечня выплат компенсационного характера и стимулирующего характера и условий их установления.

Повышение уровня оплаты труда работников медицинских, научных и образовательных организаций на основе решения вопросов, связанных:

  • со стабильным финансовым обеспечением расходов на оплату труда работников  в целях повышения реального содержания уровня заработной платы;
  • с обеспечением сохранения (неснижения) контрольных показателей в части уровня оплаты труда медицинских, научных и педагогических работников, предусмотренных  Указами  Президента РФ от 7 мая 2012 г;
  • с реальной оценкой материального вознаграждения работников за осуществление трудовой функции по занимаемой должности на ставку;
  • с изменением правовой основы и повышением величины  минимального размера оплаты труда.

Совершенствование организации и обеспечения системного профсоюзного контроля за соблюдением норм трудового законодательства в части оплаты труда работников.

 

  1. 2.      В области совершенствования нормативной правовой базы, касающейся подготовки специалистов и регламентации их профессиональной деятельности

 

Участие в совершенствовании нормативной правовой базы по обеспечению реализации прав работников на осуществление профессиональной деятельности в части:

  • подготовки специалистов с учетом потребностей современной системы здравоохранения, повышения уровня материального и социального обеспечения обучающихся, а также специалистов, завершивших обучение в рамках целевой подготовки;
  • обеспечения работникам надлежащих  условий при прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения за счет средств работодателей;
  • формирования требований к уровню квалификации специалистов в рамках стандартизации их профессиональной деятельности, нормирования труда.

 

3. В области реализации государственно-общественного управления

здравоохранением на принципах законности и партнерства

 

Участие в разработке и принятии федеральных и региональных правовых нормативных актов в части:

  • совершенствования правовой основы оказания медицинской помощи гражданам, формирования сети учреждений и их штатной численности;
  • совершенствования действующей системы обязательного медицинского страхования на основе страховых принципов оказания медицинской помощи.

Инициирование Профсоюзом предложений при разработке  государственного стратегического планирования, формировании и реализации основных параметров социальной и бюджетной политики, рассмотрении вопросов обеспечения финансирования деятельности здравоохранения, исходя из необходимости:

  • финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в размерах не ниже рекомендованных ВОЗ – 6-7% от ВВП;
  • увеличения финансовой базы системы обязательного медицинского страхования, обеспечивающей полное возмещение всех расходов медицинских организаций на оказание медицинской помощи, в т.ч.  на оплату труда работников;
  • расширения многоканальности финансового обеспечения здравоохранения с учетом специфики деятельности учреждений и условий оказания медицинской помощи.

Актуализация механизмов выстраивания конструктивного диалога с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, с отраслевыми общественными профессиональными объединениями, представителями гражданского общества в целях обеспечения социальных обязательств государства в сфере организации здравоохранения, эффективной защиты трудовых, профессиональных, социально-экономических прав работников.

 

4. В области осуществления скоординированных действий социальных

партнеров на всех уровнях с целью выработки единых подходов

по реализации государственной социальной политики, регулированию

социальных и трудовых отношений

 

  • Строить взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней и работодателями на принципах социального партнерства, основанного на равноправии, уважении и учете прав и интересов работников, работодателей и государства, обеспечивая устойчивое развитие российского здравоохранения, дальнейшее укрепление и рост авторитета Профсоюза.
  • Инициировать рассмотрение вопросов организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи, создания системы эффективных регуляторов рынка медицинских и фармацевтических услуг, гарантий реализации трудовых прав работников в рамках заключения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, соответствующих двух- и трехсторонних Соглашений в субъектах РФ.
  • Инициировать своевременную разработку и участвовать в подготовке и рассмотрении проектов ежегодных Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, исходя из необходимости обеспечения единства подходов в оплате труда работников с учетом специфики их деятельности, независимо от уровня подчиненности.

 

5. В области коллективно-договорного регулирования

 

 

  • Добиваться включения в федеральные и региональные программы развития здравоохранения конкретных мер по повышению социального статуса медицинских работников.
  • Развивать систему мер дополнительной социальной поддержки медицинских работников через внесение изменений и дополнений в федеральное и региональные законодательства.
  • Добиваться стопроцентного заключения соглашений на всех уровнях социального партнерства и коллективных договоров с сохранением в них конкретных  обязательств сторон и осуществлять контроль за их выполнением.
  • Добиваться социальной направленности бюджетной политики государства, в том числе и в субъектах Российской Федерации, не допуская снижения ранее достигнутых социальными партнерами договоренностей по обеспечению финансирования социальных программ.
  • Проводить системную подготовку членов комиссий первичных организаций Профсоюза, уполномоченных представлять интересы работников в социальном партнерстве, по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или внесению изменений в коллективные договоры и соглашения.
  • Проводить экспертизу всех заключаемых соглашений и коллективных договоров с целью сохранения уровня социально-экономических и трудовых прав и интересов работников. 
  • Добиваться включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов социально-экономической и трудовой защищенности работников отрасли.
  • Систематически анализировать достигнутые конкретные результаты социально-экономической защищенности работников отрасли и оперативно доводить эту информацию до организаций Профсоюза.
  • · Участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и проводить в соответствии с федеральным законодательством  коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
  • Разрабатывать и вносить в Отраслевые соглашения, заключаемые на федеральном и региональных уровнях, предложения по:

- совершенствованию системы гарантий в части структуры, размеров  и финансового обеспечения заработной платы;

- повышению уровня оплаты труда работников;

- разработке действенных механизмов зависимости размеров материального стимулирования работников от результатов их деятельности;

- совершенствованию процедуры коллективного договорного регулирования в сфере стимулирования труда работников;

- развитию системы мер дополнительной социальной поддержки для работников;

 - созданию современных, безопасных и комфортных условий труда для работников с целью эффективной их трудовой деятельности.

 

6. В области защиты трудовых прав и обеспечения занятости

 

  • Проводить мониторинг ситуации, складывающейся на рынке труда в сфере здравоохранения, с целью обеспечения правовой защиты членов Профсоюза.
  • Участвовать в совершенствовании и развитии законодательной и иной нормативной правовой базы в сфере трудовых и социально-экономических отношений в системе здравоохранения, готовить предложения и юридические экспертизы по проектам законов и иных нормативных правовых актов. 
  • Добиваться создания механизмов социальной адаптации и профессиональной переподготовки высвобождаемых работников в условиях реорганизации и оптимизации сети учреждений здравоохранения в целях недопущения необоснованного массового сокращения работников, включая работников пенсионного и предпенсионного возраста, своевременной и эффективной ориентации их на современном рынке труда.
  • Контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам учреждений здравоохранения при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации учреждений здравоохранения.
  • Добиваться создания работникам условий для профессиональной переподготовки и переобучения в соответствии с техническим  перевооружением и развитием учреждений здравоохранения.

 

7. В области сохранения и повышения уровня государственных гарантий работникам и студентам

 

  • Добиваться максимального сохранения ранее достигнутого уровня социальных гарантий работникам отрасли.
  • Участвовать в разработке мер законодательного закрепления социальных гарантий обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью; финансирования мероприятий по охране труда, проведения объективной специальной оценки условий труда; лечения и оздоровления работников медицинских и иных организаций.
  • Добиваться сохранения мер социальной поддержки медицинским работникам при реализации их права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
  • Участвовать в совершенствовании пенсионного законодательства медицинских и иных работников.
  •  Участвовать в совершенствовании системы социально-экономической, правовой защиты и поддержки студентов, добиваясь законодательного закрепления установления минимального размера стипендии, формируя системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов и содействуя в ее реализации, разрабатывая и внедряя региональные эффективные системы правовой и консультативной поддержки студенчества.
  • Создавать условия для функционирования социальных институтов в Профсоюзе, через организацию различных фондов социальной поддержки членов Профсоюза, в том числе для решения вопросов страхования отдельных работников отрасли.

 

8. В области улучшения условий и охраны труда

 

  • Осуществлять взаимодействие с государственными органами законодательной и исполнительной власти при разработке и утверждении региональных программ в области улучшения условий и охраны труда,  программ дополнительного страхования медицинских работников и их санаторно-курортного обеспечения, а также с органами надзора и контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
  • Инициировать разработку и принятие нормативных правовых актов в части совершенствования правового регулирования охраны труда в  здравоохранении, в том числе создание системы управления охраной труда.
  • Продолжить работу по учету отраслевых особенностей при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников медицинских организаций, предоставлении дополнительных страховых гарантий.
  • Обеспечивать систематический контроль за выполнением работодателями и должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, реализацией выданных техническими инспекторами труда ЦК Профсоюза, внештатными техническими инспекторами труда региональных организаций Профсоюза и уполномоченными (доверенными) лицами  по охране труда представлений и требований об устранении выявленных нарушений.
  • Участвовать в проведении обучения по вопросам охраны труда профсоюзного актива и специалистов по охране труда.
  • Реализовывать полномочия по проведению независимой экспертизы условий труда и получению  информации от руководителей и иных должностных лиц медицинских организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Осуществлять мониторинг проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и предоставления работникам компенсационных мер за работу во вредных (опасных) условиях труда.

 

9. В области правовой защиты членов Профсоюза

 

  • Продолжать сотрудничество с территориальными органами Роструда (государственными  инспекциями труда) в субъектах Российской Федерации в сфере обеспечения защиты прав и интересов работников здравоохранения и обеспечить:

- совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав     работников;

- совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров;

- обмен опытом по защите трудовых прав работников отрасли.

  • Участвовать в совершенствовании и реализации законодательной и нормативной правовой базы, относящейся к социально-трудовой сфере и организации системы здравоохранения.
  • Проводить мониторинги правоприменительной практики в сфере здравоохранения.
  • Развивать системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
  • Проводить профсоюзные тематические проверки по отдельным нормам трудового законодательства с последующим обобщением и оценкой их итогов профсоюзными органами.
  • Совершенствовать механизмы, обеспечивающие выполнение работодателями представлений и требований профсоюзных инспекторов труда , в том числе на основе совместных мероприятий с органами контроля и надзора и органами , осуществляющими управление в сфере здравоохранения.
  • Повышать качество консультационных услуг по защите и представительству интересов членов Профсоюза.
  • Расширять практику представительства и защиты прав и интересов членов Профсоюза в судебных органах и комиссиях по трудовым спорам в учреждениях здравоохранения.
  • Повышать ответственность профсоюзных инспекторов труда при подготовке документов в судебные органы и представительства в них.
  • Обобщать практику работы профсоюзных организаций по делам об оспаривании решений органов государственной власти, должностных лиц, а также по наиболее актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза.
  • Проводить систематическое обучение профсоюзных кадров и актива в части повышения их правовой грамотности по вопросам применения норм гражданского и трудового законодательства.

 

10. В области организационной работы

 

  • Организационная работав Профсоюзе и его структурных подразделениях (организациях) строится на основе: 

                - совершенствования и создания нормативной базы внутрисоюзной работы для реализации уставных целей, задач и основных принципов деятельности Профсоюза, обеспечивающей организационно-управленческие функции, информационную открытость и прозрачность в деятельности организаций Профсоюза;

- формирования инновационных программ по мотивации профсоюзного членства на каждом уровне профсоюзной структуры, осуществление мер по формированию нового имиджа организаций Профсоюза, использование новых социальных технологий в мотивационной работе;

                - повышения эффективности работы региональных, межрегиональных организаций Профсоюза за счет усиления их роли в кадровом и финансовом укреплении организаций Профсоюза;

             - совершенствования деятельности созданных в Профсоюзе институтов, в соответствии с Положениями о них;

             - повышения уровня ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей организаций Профсоюза за выполнение принимаемых решений;

             - оптимизации профсоюзной структуры, создания новых первичных профсоюзных организаций;

  - повышения роли и значения профсоюзных собраний (конференций) в первичных организациях Профсоюза;

                - совершенствования кадровой политики Профсоюза, механизмов стимулирования эффективности труда, дополнительной социальной защиты профсоюзных работников и актива;

                - разработки стратегии формирования и подготовки кадрового резерва в Профсоюзе и обеспечения притока молодых кадров в состав профсоюзных органов;

                - развития в Профсоюзе системы обучения и подготовки профсоюзных кадров и актива с использованием дистанционного обучения по единым программам;

  - введения в Профсоюзе системы регулярной оценки эффективности деятельности региональных организаций Профсоюза в форме рейтингования, основанного на паспортизации организаций Профсоюза;

 - изучения и распространения практики работы территориальных и первичных профсоюзных организаций по основным направлениям деятельности Профсоюза и обмен положительным опытом работы;

 - использования современных информационных технологий для дальнейшего развития документооборота в Профсоюзе, ведения учёта профсоюзного членства, улучшения профсоюзной статистики.

 

11. В области информационного взаимодействия

 

            Развивать современные средства коммуникации для интерактивного взаимодействия между организациями Профсоюза всех уровней, членами Профсоюза и медицинской общественностью:

  • · Обеспечить постоянное взаимодействие между различными структурами Профсоюза, используя мессенджеры.
  • Расширить использование и повысить качество видеоконтента, как одного из популярных видов подачи информации.
  • Использовать в практике работы выборных органов Профсоюза проведение мероприятий в формате видеоконференции.
  • Продолжить работу по созданию групп первичных организаций в социальной сети «ВКонтакте».

Расширить работу по взаимодействию со СМИ в целях роста авторитета и имиджа Профсоюза среди медицинской общественности и членов Профсоюза:

  • Активно использовать площадки СМИ, информировать их об успехах, достижениях и результатах деятельности организаций Профсоюза на всех уровнях.
  • Продолжить работу по публикации и распространению информации по вопросам практического решения социально-трудовых проблем работников здравоохранения.

Повысить качество информирования членов Профсоюза и взаимодействия профсоюзных организаций, доступность информации:

  • Провести работу по модернизации официальных интернет-представительств Профсоюза и его организаций, включающую в себя оптимизацию для мобильных устройств, упрощение системы поиска и добавление инструментов взаимодействия с социальными сетями.
  • Совершенствовать формы подачи публикаций в собственной печатной продукции (дизайн, верстка, контент, инфографика).
  • Расширить возможности использования системы электронного документооборота между организациями Профсоюза всех уровней, которая должна обеспечить оперативный обмен данными между региональными и первичными организациями Профсоюза.

 

 

 

12. В области молодежной политики

 

  • Проводить работу по доведению профсоюзного членства среди обучающейся  молодежи до 100 процентов.
  • Активизировать работу по созданию Молодежных советов (комиссий) в организациях Профсоюза всех уровней в целях их привлечения к активной профсоюзной деятельности в решении Уставных задач.
  • Осуществлять практическую работу по привлечению обучающихся и работающей молодежи (до 35 лет) к активной деятельности организаций Профсоюза, шире использовать их возможности в составе выборных органов организаций Профсоюза и их представительство в этих органах профорганизаций.
  • Вовлекать молодых профактивистов в обучающие программы, организуемые для профкадров и актива, предусматривать их участие в долгосрочных образовательных проектах, в том числе международных и специализированных целевых учебных семинарах для молодежи.
  •  Организовывать и проводить отраслевые форумы, слеты, конференции среди молодежи с обсуждением наиболее актуальных вопросов молодежной политики в Профсоюзе.
  •   Предусматривать в отраслевых соглашениях и коллективных договорах разделы, затрагивающие социальные гарантии и льготы для молодых специалистов и обучающейся молодежи.
  • Активизировать работу по включению представителей молодежи из числа наиболее подготовленных в состав резерва на руководителей организаций Профсоюза.

 

13. В области международного сотрудничества

 

  • Поддерживать и укреплять международные связи с родственными профсоюзами стран ближнего и дальнего зарубежья в целях повышения квалификации и обмена опытом по защите прав и интересов работников здравоохранения путем проведения совместных учебных семинаров, конференций и совещаний.
  • Способствовать развитию комплексной системы подготовки и переподготовки профсоюзных кадров всех уровней организаций Профсоюза, предпринимать меры по дальнейшему развитию  и совершенствованию профсоюзной системы обучения, используя методику и опыт зарубежных профсоюзов и международных профобъединений.
  • Проводить последовательную работу по защите прав и интересов трудящихся сектора здравоохранения, добиваться усиления социальной направленности принимаемых экономических решений, бороться за сохранение и создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, за безопасность труда, противодействовать послаблению трудового законодательства,  сужению профсоюзных прав и свобод, используя платформу Интернационала общественного обслуживания, Европейской Федерации Профсоюзов общественного обслуживания, а также их органов, членом которых Профсоюз является, и других международных профсоюзных организаций.

 

Приложение № 2

к постановлению VII  съезда Профсоюза

от 21 апреля 2021 г. № 7-1

 

                         

Резолюция VII Съезда Профсоюза

 Гражданам – качественную медицинскую помощь!

Медицинским работникам – достойную заработную плату!

 

         Делегаты Съезда считают, что ситуация, сложившаяся в отечественном здравоохранении, требует принципиального изменения государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

           Фактическая региональная правовая и организационная разобщенность системы здравоохранения, различия в финансовом обеспечении медицинской помощи как между регионами, так и в пределах одного субъекта РФ, обуславливают неравенство как граждан в получении гарантированной Конституцией России бесплатной медицинской помощи, так и работников здравоохранении в обеспечении уровня их трудовых и социальных гарантий.

           Крайне низкие размеры финансового обеспечения отрасли, уровень которого в течение ряда лет составляет 3,3 %-3,7% от ВВП, не обеспечивают в полном объеме расходы на оказание медицинской помощи, что обусловило неоправданную оптимизацию сети учреждений здравоохранения и штатной численности и серьезные проблемы в организации медицинской помощи гражданам, в первую очередь, на селе.

           Требующее укрепления состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, дефицит лекарственного обеспечения не могут гарантировать необходимый гражданам объем медицинских услуг, качество обслуживания и эффективность лечения, а медицинским работникам – достойные условия труда.

           Делегаты Съезда отмечают, что в стране сложилась ситуация, когда эффективное функционирование отрасли в условиях хронического дефицита финансовых средств способно обеспечиваться только за счет концентрации ресурсов лишь на приоритетные направления.   Так, потребовалось привлечение внимания руководства страны к проблемам первичного звена здравоохранения, решение которых нашло отражение в Национальном проекте «Здравоохранение», федеральных проектах в его структуре.

           Необходимость пересмотра подходов к правовому, организационному и финансовому обеспечению отрасли в очередной раз подтвердила ситуация, обусловленная пандемией COVID-19, потребовавшая фактически «ручного управления» отраслью, привлечения дополнительных финансовых средств федерального бюджета, перепрофилирования подразделений, открытия новых профильных лечебных учреждений, целевого материального стимулирования медицинских работников.

    

           Делегаты Съезда подтверждают неоднократно высказываемую позицию Профсоюза  о том, что сложившиеся принципиальные проблемы в здравоохранении требуют изменения государственной политики в этой сфере, исходя из достижения целей:

  •  увеличения расходов бюджетов всех уровней на обеспечение деятельности здравоохранения не менее 6% от ВВП;
  •  разработки механизмов нормативного ресурсного обеспечения здравоохранения на всех уровнях его организации и финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи гражданам страны;
  •  исключения практики «мобилизации внутренних ресурсов» медицинских организаций, фактически означающей экономию расходов на оказание медицинской помощи;
  •  укрепления финансовой основы системы обязательного медицинского страхования и развития страховых принципов организации медицинской помощи в системе ОМС;
  •  реализации механизмов многоканальности финансового обеспечения здравоохранения с учетом специфики деятельности учреждений и условий оказания медицинской помощи;
  •  формирования единых правовых основ организации здравоохранения, в т.ч. элементов централизации управлением оказания медицинской помощи независимо от территориальной принадлежности медицинских организаций.

 

          Делегаты Съезда выражают твердую уверенность, что совершенствование отечественного здравоохранения невозможно без принципиального изменения подходов к реализации кадровой политики, которая в настоящее время характеризуется дефицитом специалистов, как межрегиональными, так и внутрирегиональными диспропорциями кадровой обеспеченности. Это приводит к проблемам в получении гражданами доступной и качественной  медицинской помощи, а для специалистов отрасли -  к чрезмерной интенсификации труда.

          Съезд считает обеспечение достойного уровня материального вознаграждения труда работников важнейшим фактором решения кадровых проблем в отрасли.

          Участвуя в определении единых подходов к системам оплаты труда медицинских работников в рамках реализации нормы статьи 144 Трудового кодекса РФ об утверждении Правительством РФ требований к системам оплаты труда работников бюджетной сферы, Профсоюз продолжит добиваться формирования действенной системы государственных гарантий в размерах заработной платы с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов и принципиального повышения уровня оплаты труда всех категорий работников.

             

          Делегаты Съезда считают недопустимой практику повышения заработной платы за счет интенсификации труда работников и настаивают на разработке и реализации типовых норм нагрузки, а также на изменении статистического инструментарияпо расчету среднемесячной заработной платы, с целью реальной оценки размера материального вознаграждения за осуществление работником трудовой функции по занимаемой должности.

        

Делегаты Съезда, являясь активными представителями  гражданского общества и медицинского сообщества, считают важнейшими факторами обеспечения качества и доступности медицинской помощи гражданам страны:

  • высокий уровень организации труда работников здравоохранения,
  • достойный уровень материальной оценки труда работников здравоохранения,
  • достойный социальный статус работников здравоохранения.

 

Делегаты Съезда поддерживают необходимость:

  • реализации принципов социального партнерства, как основного механизма решения на всех уровнях вопросов защиты социально-экономических интересов работников отрасли;
  • укрепления конструктивных взаимоотношений с органами государственной законодательной и исполнительной власти всех уровней в сфере обеспечения трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.