Общественный контроль за состоянием условий труда

Трудовым кодексом РФ, статьей 370 определено право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вы­полнением условий коллективных договоров, соглашений.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных до­говоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требова­ния об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствую­щий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требо­вания и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений обще­российские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделя­ются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциа­ция) организаций профессиональных союзов, действующие на терри­тории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объеди­нения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организа­ции независимо от их организационно-правовых форм и форм собст­венности, а также работодателей - физических лиц), у которых рабо­тают члены данного профессионального союза или профсоюзов, вхо­дящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в слу­чаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявлен­ных нарушений трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполне­ния обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств произ­водства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, со­держащих нормы трудового права;

принимать, участие в разработке проектов подзаконных норматив­ных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, устано­вленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлече­нии к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законо­дательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокры­тии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществле­нии указанных полномочий взаимодействуют с федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным на проведение госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, други­ми федеральными органами исполнительной власти, осуществля­ющими функции по контролю и надзору в установленной сфере де­ятельности.

 

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работо­дателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

 

Основным звеном общественного контроля за охраной труда непо­средственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзных организаций. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного (структурного) подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодатель­ных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием условий и охраны труда, а также за выполнением работниками правил и норм охраны труда.

Согласно статье 370 Трудового кодекса РФ, профессиональные сою­зы вправе избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране тру­да профессиональных союзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов и иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предло­жения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 г. № 4-3 утвержде­но Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по ох­ране труда профессионального союза.

Во исполнение постановления Исполкома ФНПР постановлением Президиума ЦК профсоюза работников здравоохранения от 01.03.2007 г. № 8-11 утверждено Общее положение об уполно­моченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работ­ников здравоохранения РФ.

Институт уполномоченных создается профсоюзами для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы их хо­зяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и числен­ности работников.

Профсоюзы могут также организовывать выборы уполномоченных в структурных подразделениях.

Уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда избира­ется открытым голосованием на общем профсоюзном собрании ра­ботников организации и структурного подразделения на срок полно­мочий выборного профсоюзного органа.

В организации из членов профсоюзного комитета избирается стар­ший уполномоченный по охране труда.

Старший уполномоченный и отдельные уполномоченные структур­ных подразделений избираются в состав комитета (комиссии) по ох­ране труда.

В случае образования в организации комиссии по охране труда при профсоюзном комитете, ее возглавляет старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда, он же является членом профсоюзного комитета.

Старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда координирует работу уполномоченных по охране труда организации.

Осуществляя общественный контроль за охраной труда, уполномо­ченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами организации, с инстру­кторами государственных органов надзора и контроля за охраной тру­да и инспекторами труда профсоюзных органов.

Теперь о гарантиях.

При решении вопроса о гарантиях работникам, входящим в со­став выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, следует руководство­ваться статьями 171 и 374 ТК РФ.

Что касается гарантий освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, то они предусмотрены статьями 375 и 376 ТК РФ.

В соответствии со статьей 374 ТК РФ, увольнение по инициативе ра­ботодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 Ко­декса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных ор­ганов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиаль­ных органов профсоюзных организаций не ниже цеховых и приравнен­ных к ним, не освобожденных от основной работы, допускается - по­мимо общего порядка увольнения - только с предварительного согла­сия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

 

Трехступенчатый контроль за состоянием условий и охраны труда

 

Общие положения

В некоторых организациях здравоохранения продолжает осуществ­ляться трехступенчатый метод контроля за состоянием условий труда в структурных подразделениях и в целом по организации.

Трехступенчатый метод контроля в системе управления охраной тру­да является одной из форм контроля работодателями и комитетами профсоюза учреждений здравоохранения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, кабинетах и палатах, отделениях и от­делах, лабораториях, участках и мастерских, больницах, поликлини­ках, аптеках, учебных медицинских заведениях и других учреждениях. При этом, контроль осуществляется за соблюдением всеми работни­ками нормативных правовых актов по охране труда и противопожар­ной безопасности.

Трехступенчатый метод контроля не исключает проведение админи­стративного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов организации, а также общественного контроля, предусмотренного Положениями о технических инспекто­рах труда ЦК Профсоюза, комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лицах профсоюзных организаций по охране труда.

В зависимости от специфики организации здравоохранения, струк­туры и масштабов ее структурных подразделений трехступенчатый метод контроля проводится:

на первой ступени - в отделениях и отделах, лабораториях и участ­ках, мастерских и др. структурных подразделениях;

на второй ступени - в отделениях и отделах, лабораториях, а также в более крупных структурных подразделениях, как поликлиники, боль­ничный корпус, роддом, факультет учебного медицинского заведения, цех фармацевтического производства, пищеблок и тому подобных подразделениях;

на третьей ступени или «День охраны труда» - в организации в це­лом.

Руководство организацией трехступенчатого метода контроля осуществляют руководитель (зам. руководителя) и председатель комитета профсоюза (зам. председателя комитета профсоюза по охране труда). Ими утверждается график проведения трехступен­чатого метода контроля 2-ой ступени и 3-ей ступени или «Дня ох­раны труда».

Первая ступень

Контроль на первой ступени проводится не реже одного раза в неде­лю руководителем структурного подразделения (отделения, отдела, лаборатории, участка и т.д. и т.п.) совместно с уполномоченным (дове­ренным лицом) по охране труда профорганизации. На первой ступени рекомендуется проверять:

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

состояние условий труда на каждом рабочем месте;

безопасность эксплуатации медоборудования, приборов и средств измерения медицинского назначения;

состояние электробезопасности и соблюдение работниками пра­вил электробезопасности;

исправность приточной и вытяжной вентиляции и местных от­сосов;

наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда;

наличие и правильность использования работающими средств ин­дивидуальной защиты и др.

Намечаются мероприятия по устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные за их исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами структурного подразделения, то его руководитель должен сообщить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка (форма журнала - см. стр. 103.).

Вторая ступень

Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляе­мой руководителем больничного корпуса поликлиники, факультета учебного заведения, цеха и осуществляется не реже одного раза в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб подразделения (служба АХО, механика, энерге­тика и др.), специалист службы охраны труда организации, упол­номоченный по охране труда соответствующего структурного под­разделения.

На второй ступени контроля проверяются:

организация и результаты работы первой ступени контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

выполнение приказов и распоряжений руководителей организа­ции, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;

выполнение мероприятий, разработанных по результатам рассле­дования несчастных случаев;

исправность и соответствие медицинского оборудования, аппара­туры, транспортных средств требованиям нормативных правовых ак­тов по охране труда;

соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов ме­дицинского оборудования, вентиляционных систем и установок, зда­ний и сооружений;

состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств;

своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;

наличие и правильность использования работниками средств ин­дивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, санитарно-гигиени­ческой одежды и санитарной обуви);

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств.

Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля

(форма журнала - см. стр. 104), который должен храниться у руково­дителя больничного корпуса, поликлиники и т.д. и т.п. Комиссия наме­чает мероприятия, руководитель соответствующего подразделения организации назначает сроки исполнения и ответственных.

Третья ступень или «День охраны труда»

Контроль на третьей ступени проводится комиссией, возглавляемой работодателем (руководителем ЛПУ или его заместителем), не реже од­ного раза в квартал. В состав комиссии входят руководитель службы ох­раны труда, председатель профсоюзного комитета или его заместитель по охране труда (старший уполномоченный профкомитета по охране тру­да), представитель технических служб учреждения, ответственные за:

электрохозяйство;

вентиляционные системы и установки;

грузоподъемные механизмы и установки;

сосуды, работающие под давлением;

и др.

На третьей ступени проверяются:

организация и результаты работы первой и второй ступеней конт­роля;

выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими докумен­тами;

выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и ава­рий;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий в соответ­ствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда;

выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений орга­нов общественного контроля;

обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда.

Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совеща­нии у руководителя организации с участием профсоюзного актива, а при необходимости с приглашением органов государственного надзо­ра и контроля.

На совещании заслушиваются руководители больничных корпусов, поликлиник, отделений, участков, на которых выявлено неудовлетво­рительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.

Проведение совещания оформляется протоколом, с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и наруше­ний, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем учреждения издается приказ (распоря­жение).

 

Предлагаемые формы журналов первой и второй ступеней контроля

Форма журнала первой ступени контроля:

 

Дата проведения контроля

Ф.И.О. руководителя подразделения, уполномоченного по охране труда

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Ответственные лица из числа ИТР за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв.)

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

На обложке журнала записываются наименование учреждения (организации), отдел (отделение), дата начала и конца ведения журнала.

На первой странице рекомендуется привести памятку по проведе­нию ступени контроля, на 2-й странице — выдержки из Положения об уполномоченном по охране труда.

 

Форма журнала второй ступени контроля

 

Дата проведения контроля

Состав комиссии, производившей контроль (Ф.И.О., должность)

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Ответственный за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв. за исполнение и уполномоченного по охране труда)

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

На обложке журнала записываются наименование организации, отделения, Ф.И.О. руководителя, дата начала и конца ведения журнала.

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ

 

1. Общие положения

Общее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ разработа­но в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Фе­дерации, «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденным по­становлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 г. № 4-3 и определяет порядок организации общественного (профсоюзного) контроля за со­блюдением законных прав и интересов работников учреждений (орга­низаций) здравоохранения в области охраны труда.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда (в даль­нейшем - уполномоченный по охране труда) в своей деятельности руководствуется требованиями законодательных актов, правил и норм охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (ре­шениями) первичной организации Профсоюза и ее выборных орга­нов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

Выборный орган первичной организации Профсоюза обеспечи­вает выборы уполномоченных по охране труда.

Численность уполномоченных по охране труда устанавливается при заключении коллективного договора или совместным решением работодателя и выборного органа первичной организации Профсою­за, в зависимости от конкретных условий и необходимости обеспече­ния общественного контроля за условиями и охраной труда в органи­зации и в каждом структурном подразделении.

При наличии в организации нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

Уполномоченным по охране труда не может быть избран работ­ник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет от­ветственность за состояние условий и охраны труда в организации и ее структурном подразделении.

Уполномоченный по охране труда избирается открытым голосо­ванием на общем профсоюзном собрании работников организации или структурного подразделения на срок полномочий выборного орга­на первичной организации Профсоюза (приложение № 1).

Выдвижение уполномоченных по охране труда в состав комите­та (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного органа первичной организации Профсоюза, если объединяет(ют) бо­лее половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимо­действии с руководителями и иными должностными лицами организа­ции (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом по охране труда, технической ин­спекцией труда ЦК Профсоюза, территориальными органами феде­ральных органов исполнительной власти, уполномоченных на прове­дение надзора и контроля.

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной организации Профсоюза.

Уполномоченный по охране труда периодически отчитывается (не реже одного раза в полугодие) о своей работе на общем профсо­юзном собрании или на заседании выборного органа первичной орга­низации Профсоюза.

Уполномоченные представляют отчет о своей работе (один раз в год) в выборный орган первичной организации Профсою­за (приложение № 2).

По решению профсоюзного собрания организации (структур­ного подразделения) или выборного органа первичной организации Профсоюза уполномоченный по охране труда может быть отозван до истечения срока действий его полномочий, если он не выполняет воз­ложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

Выборный орган первичной организации Профсоюза (проф­ком) и работодатель (должностное лицо), а также техническая и право­вая инспекции труда ЦК Профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

2. Основные задачи уполномоченного по охране труда

Основными задачами уполномоченного являются:

Содействие созданию в организации (в структурном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих тре­бованиям норм и правил по охране труда.

Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования (проверки) и (или) наблюдения за со­стоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимых обследований (проверок) и (или) наблюдений, а также анализа выполнения мероприятий, предусмотренных коллектив­ным договором и соглашением, и участия в расследовании несча­стных случаев.

2.4. Информирование и консультирование работников организации и структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на без­опасный и здоровый труд.

3. Функции уполномоченного по охране труда

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным по охране труда, на него возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение обследований (проверок) или наблюдений за со­стоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Проведение обследований (проверок) предусматривает контроль за:

соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;

прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой дея­тельности) медицинских осмотров (обследований), а также за прохо­ждением внеочередных медицинских осмотров (обследований) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;

получением и правильностью применения работниками сертифи­цированных спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты на рабочих местах;

прохождением работниками обучения и инструктажей по охране труда;

созданием работникам здоровых и безопасных условий труда;

проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;

режимом труда и отдыха работников;

обеспечением работников, занятых на работах с вредными услови­ями труда, по установленным нормам молоком или другими равноцен­ными пищевыми продуктами, а на работах с особо вредными условия­ми труда - лечебно-профилактическим питанием;

• обеспечением санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

Участие в работе комиссий (в качестве представителя работни­ков) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответ­ствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитар- но-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за­щиты работников и в разработке мероприятий по устранению выяв­ленных недостатков.

Участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

Осуществление контроля в структурном подразделении за хо­дом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных кол­лективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих ме­роприятий в указанные договором (соглашением) сроки.

Проведение проверок и обследований медицинского оборудо­вания и аппаратуры, находящейся в структурном подразделении, с це­лью определения соответствия нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных установок и си­стем, обеспечивающих освещение рабочих мест.

Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допу­стимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

Участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

По поручению выборного профсоюзного органа участие в работе комиссии при расследовании несчастных случаев на про­изводстве.

Информирование работников подразделения, в котором он является уполномоченным, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в учреждении (в своих подразделениях), проведение разъ­яснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Функции старшего уполномоченного

В организации из членов выборного органа первичной органи­зации Профсоюза избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной организации Профсоюза.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях органи­зации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в выборный орган первичной организации Профсою­за и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по ох­ране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для уча­стия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организа­ции, внесение предложений выборному органу первичной организа­ции Профсоюза по снижению производственного травматизма и про­фессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоро­влению работников;

составление по организации сводного отчета о работе уполномо­ченных (доверенных лиц) по охране труда за соответствующий период и представление его в профсоюзный комитет.

4. Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:

Осуществлять контроль в организации (структурном подразде­лении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по ох­ране труда, локальных нормативных актов.

Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, преду­смотренных коллективным договором, соглашением, а также матери­алами расследования несчастных случаев.

Принимать участие:

в расследовании несчастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний;

в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию произ­водственных объектов и средств производства;

в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требо­ваний охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективным договором и соглашением, изменениями условий труда.

Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия, вредных и (или) опасных производственных факторов.

Вносить обязательные для рассмотрения должностными лица­ми организации предложения об устранении нарушений требований охраны труда (приложение № 3).

Защищать права и законные интересы членов Профсоюза по во­просам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производст­ве (работе).

Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работ­ников.

Выдавать руководителям структурных подразделений органи­зации обязательные к рассмотрению представления (рекомендуе­мая форма представления дана в приложении № 4) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных тре­бований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением правил и норм охраны тру­да, обязательств, установленных коллективным договором или согла­шением по охране труда.

Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный ор­ган первичной организации Профсоюза предложения по проектам ло­кальных нормативных правовых актов об охране труда.

Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в наруше­нии требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для осуществления своих функций уполномоченный по охране труда проходит соответствующее обучение и получает удостоверение установленного образца (приложение № 5).

Уполномоченный по охране труда с учетом имеющихся прав и для осуществления возложенных на него функций ежемесячно плани­рует свою работу на уровне тех структурных подразделений, контроль которых за ним закреплен. План утверждается профкомом или стар­шим уполномоченным по охране труда (примерный план работы упол­номоченного по охране труда - приложение № 6). План работы стар­шего уполномоченного по охране труда утверждает профсоюзный ко­митет первичной организации Профсоюза.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного по охране труда

Работодатель в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации (учреждения) обязан со­здавать необходимые условия для работы уполномоченного проф­союзной организации по охране труда:

обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативны­ми и справочными материалами по охране труда за счет средств орга­низации (учреждения);

предоставлять для выполнения возложенных на него обя­занностей не менее 2 часов рабочего времени в неделю с оп­латой за счет средств организации (учреждения) в размере среднего заработка;

проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполно­моченных по охране труда с учетом Примерной программы обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза работ­ников здравоохранения РФ, с сохранением среднего заработка обуча­емому (рекомендуемая программа обучения утверждена постановле­нием Президиума ЦК Профсоюза от 01.03.2007 г № 8-12);

создавать условия для хранения и работы с документами по охра­не труда.

Уполномоченные проходят обучение за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-пра­вовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обуче­ние за счет средств работодателя.

В соответствии с коллективным договором, локальным норма­тивным актом организации уполномоченному могут устанавливать­ся социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Фе­дерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях деятельности».

За активную и добросовестную работу по предупреждению не­счастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.

Работодатель и должностные лица несут ответственность за на­рушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленным законодательством Россий­ской Федерации.

Профорганизация (профком) ежегодно проверяет работу уполномоченных по вопроснику (приложение № 7) и составляет справку, которую обсуждают на заседании выборного профсоюзно­го органа.