Областное трехстороннее соглашение на 2012-2014 годы

ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

на 2012-2014 годы

 между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее – Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее - Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актамизаключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию Липецкой области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2012-2014 годах.

Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учётом интересов сторон социального партнёрства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнёрства.

 

Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве,вповышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач.При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Липецкой области. Обязательства и гарантии, включённые в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищённости работников.  

Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе.

Обязательства сторон, включенные в данное соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области.

I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Стороны совместно:

1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области.

1.2. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.

1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот.

1.4. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок.

1.5. В целях модернизации производства и внедрения наукоемких технологий содействуют развитию научно-технического потенциала учреждений профессионального образования, научных организаций, выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе инновационной направленности.

1.6. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по вопросам бюджетной и налоговой политики, вносят свои предложения в проекты программ социально-экономического развития Липецкой области.

1.7. Разрабатывают меры по развитию системы земельных отношений на территории области в соответствии с законодательством.

1.8. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-экономической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания.

1.9. Способствуют продвижению имиджа Липецкой области, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов, активно укрепляющего свои позиции в международной и межрегиональной системе связей, через обмен делегациями, презентации области перед потенциальными партнерами, организацию и участие в зарубежных, российских и областных конференциях, выставках, семинарах.

1.10. Содействуют реализации Программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Администрация:

1.11. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает программы социально-экономического развития области и организует их реализацию.

1.12. Проводит работу по привлечению средств федерального бюджета на решение приоритетных задач социально-экономического развития области.

1.13. Совершенствует нормативную правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Осуществляет меры государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты.

1.14. Продолжает взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ, Министерством экономического развития РФ по вопросам совершенствования внешнеэкономических связей региона.

1.15. Осуществляет финансовую поддержку хозяйствующих субъектов производственной сферы и сферы обслуживания в рамках областных целевых программ в соответствии с законом области об областном бюджете и иными правовыми актами области.

1.16. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства.

1.17. Предусматривает в областном бюджете ассигнования на развитие агропромышленного комплекса. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы».

1.18. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.

1.19. В целях наращивания продовольственных ресурсов области, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает финансовую поддержку личным подсобным хозяйствам в рамках областных целевых программ.

1.20. Проводит в пределах предусмотренных бюджетных средств финансирование мероприятий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.

1.21. Оказывает содействие и осуществляет контроль за выполнением обязательных условий реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса области в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

1.22. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли, предпринимательства. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках.

1.23. С целью насыщения рынка товарами (услугами) местного производства, создания дополнительных рабочих мест, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов в рамках областных программ оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики.

1.24. Содействует сохранению и развитию сети организаций бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.25. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Содействует созданию условий по доступности авиауслуг населению.

1.26. Создает условия для развития и увеличения объемов жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения доступности и снижения стоимости жилья.

1.27. Осуществляет меры, направленные на повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы «одного окна» и электронного обмена информацией.

1.28. Взаимодействует с органами местного самоуправления области, объединениями работодателей и профсоюзами Липецкой области в решении вопросов комплексного социально-экономического развития территорий.

Работодатели:

1.29. Принимают меры по обеспечению прибыльной работы организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.

1.30. Осуществляют освоение новых конкурентоспособных товаров, расширение видов и качества услуг. Принимают меры по внедрению менеджмента управления качества на предприятиях. Участвуют в выставках и ярмарках на территории области, в других регионах России и за ее пределами.

1.31. Разрабатывают и реализуют бизнес-планы в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности.

1.32. Не допускают задержки  выплаты заработной платы, уплаты налогов и сборов, платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды.

1.33. Регулярно информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по развитию производства, беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций  информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзы:

1.34. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития области, городов и районов, целевыми программами развития отраслей и предприятий.

1.35. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры.

1.36. Принимают активное участие в снижении социальной напряженности. С целью предотвращения несанкционированных митингов и забастовок, приводящих к дестабилизации экономики, проводят разъяснительную работу среди работников предприятий.

1.37. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников.

1.38. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства. Защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, её реорганизации.

Работодатели и профсоюзы:

1.39. Проводят консультации с органами государственной власти в установленном порядке по вопросам защиты интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) и ставок на услуги естественных монополий на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) и при необходимости направляют предложения в соответствующие уполномоченные органы.

 

II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ

И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Стороны совместно:

2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы.

2.2. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специальностях в разрезе профессионально–квалификационной структуры в целях организации заблаговременной их подготовки.

2.3. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в т.ч. через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе.

2.4. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий.

2.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При определении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

     -50 и более человек в течение 30 календарных дней;

    - 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

    -500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.6. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.

2.7. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.

2.8. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в кадрах и повышения качества образовательного процесса:

- совершенствуют и развивают единую систему профессиональной ориентации среди учащихся и выпускников школ («школа» - «базовое предприятие» - «профессиональное образовательное учреждение» - «предприятие»);

- проводят работу по совершенствованию организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального образования региона;

- осуществляют реструктуризацию сети начального и среднего профессионального образования;

- участвуют в разработке системы взаимодействия высших учебных заведений с работодателями.

2.9. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при формировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают факты массовых высвобождений работников, наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет местных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан с учетом предложений муниципальных образований области.

2.10. Содействуют расширению объёма и перечнявидов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения.

Администрация:

2.11. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости населения. Реализует мероприятия по содействию занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учётом ситуации на рынке труда.

2.12. Содействует созданию системы правовых и экономических мер по формированию и реализации политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

2.13. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляет прогноз потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области на средне и долгосрочную перспективу.

2.14. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства.

2.15. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.).

2.16. Содействует организации общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, участвует в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.  

2.17. Принимает меры по укреплению учебно-материальной базы и повышению качества подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования области.

2.18. Информирует население о состоянии и перспективах развития рынка труда, трудовых ресурсов и кадрового потенциала области.

2.19. Осуществляет регулирование использования на территории области иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели:

2.20. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, не допускают массового высвобождения работников.

2.21. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.

2.22. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максимальному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепрофилирования производства, переобучения, введения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.

2.23. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве, содействуют работникам, желающим повысить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, востребованную на предприятии.

2.24. Осуществляют прогнозные расчеты потребности в работниках на перспективу.

2.25. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.

2.26. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.

Выделяют и создают рабочие места в счет квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

2.27. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно условиям коллективного договора.

2.28. Содействуют развитию базы начального профессионального образования. Взаимодействуют с учреждениями начального профессионального образования по вопросам подготовки кадров.

2.29. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные комиссии представителей профсоюзных организаций.

2.30. Содействуют трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.

2.31. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными учреждениями:

- предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики;

- обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам;

- предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве, устанавливают им доплаты;

- определяют стипендиатов среди учащихся профучилищ и лицеев и выплачивают им стипендию, установленную за счёт средств предприятий;

- обеспечивают учащихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики;

- оказывают помощь в подготовке учебных заведений к новому учебному году и работе в зимних условиях.

2.32. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия – архивным органам.

Работодатели и профсоюзы:

2.33. В случае массового увольнения работников предпринимают согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.

2.34. При разработке коллективных договоров предусматривают дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников, в том числе воздерживаются от увольнения работников за три года до достижения ими возраста, дающего право выхода на пенсию.

2.35. Участвуют в выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.

Профсоюзы:

2.36. Вносят в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. 

2.37. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления предусмотренных законодательством, коллективными договорамильгот и гарантий.

2.38. Осуществляют контроль и принимают мерыв организациях за необоснованным и массовым применением срочных трудовых договоров.

2.39. При увольнении работников по сокращению штатов контролируют выполнение работодателями гарантий, льгот и компенсаций высвобожденным работникам, предусмотренных действующим законодательством и коллективными договорами, соглашениями, а также способствуют недопущению подмены увольнения по этой причине увольнением по собственному желанию либо соглашению сторон.

2.40. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства представители профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации должника.

2.41. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости.

2.42. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.

III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ

И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно:

3.1. Заключают Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы, которое распространяется на работников предприятий и учреждений области (приложение к настоящему Соглашению).

3.2. Стороны соглашаются, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате.

3.3. Принимают в пределах своей компетенции меры, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения области и снижение масштабов бедности.

3.4. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различного вида выплат работникам, закреплялись в коллективных договорах, соглашениях.

3.5. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Устанавливают тарифную часть заработной платы на уровне не ниже 60% от общего её размера.

3.6. Разрабатывают предложения и осуществляют практические действия по:

- регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров;

- обеспечению своевременной выплаты стипендий и пособий, заработной платы работникам, повышению реальных доходов населения, ликвидации и недопущению в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы.

3.7. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношение работников и работодателей.

Проводят мониторинг эффективности внедрения новой системы оплаты труда бюджетной сферы. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению изменений и дополнений в областное законодательство  об оплате труда работников бюджетных учреждений.

Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в области до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного в области на душу населения.

Проводят консультации по следующим вопросам:

- регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг;

- поэтапное снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

3.8. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области.

Администрация:

3.9. Принимает меры по ежегодному увеличению фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, с целью обеспечения роста заработной платы не ниже уровня инфляции и поэтапному приближению её к уровню средней заработной платы по области.

3.10. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между Липецкой областью и муниципальными образованиями Липецкой области предусматривает средства на:

- фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соответствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреждений Липецкой области в установленном законодательством порядке;

- компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения;

- материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе;

- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области.

3.11. Обеспечивает реализацию нормативных актов по прожиточному минимуму в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Проводит оценку уровня жизни населения.

3.12. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Липецкой области и по основным социально-демографическим группам населения.

Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.

3.13. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы области.

3.14. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета.

Работодатели и профсоюзы:

3.15. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действующие договоры и соглашения, предусматривая в них, в том числе:

- порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

- размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации на уровне средней заработной платы работника.

Работодатели:

3.16. Обеспечивают выплату минимальной заработной платы работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в соответствии с Соглашением между Администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы.

3.17. Устанавливают размер тарифной ставки 1 разряда (оклада) рабочих, занятых в нормальных условиях труда, не ниже предусмотренных областными отраслевыми соглашениями с обязательным включением в коллективные договоры.

3.18. Обеспечивают первоочерёдность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежами.

3.19. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда. Не допускают выплат теневой заработной платы.

3.20.Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных актов о труде.

3.21. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней – простоем по причинам экономического или организационного характера, возникшим по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

3.22. При наличии финансовых средств предоставляют работникам, нуждающимся в жилых помещениях, безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.

Профсоюзы:

3.23. Участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам.

3.24. Осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов о труде, рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.

3.25. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды с индексацией, предусмотренной коллективным договором, отраслевым соглашением, но не ниже уровня, установленного действующим законодательством.

3.26. Проводят работу по выполнению работодателями отраслевых соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли. 

3.27. Включают в коллективные договоры организаций всех форм собственности условия  по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства.

 

IV. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стороны совместно:

4.1. Признавая в настоящем соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.

4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.

4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

4.4. Проводят семинары, совещания, круглые столы по вопросам условий и охраны труда.

4.5. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности.

4.6. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения.

4.7. Участвуют в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в других областных комиссиях при рассмотрении вопросов охраны труда и экологической безопасности. 

4.8. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов предприятий и организаций всех форм собственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

4.9. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области.

Администрация:

4.10. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие областные программы. 

4.11. Содействует организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляет оценку качества аттестации рабочих мест в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в учреждениях, финансируемых из областного бюджета.

Не допускает ввода в действие производственных объектов, средств производства и технологий, не соответствующих требованиям охраны труда и экологической безопасности.

4.12. Обеспечивает контроль за:

- ходом выполнения первоочередных природоохранных мероприятий в рамках областных программ по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

- выделением и использованием по назначению средств областного бюджета, предназначенных на экологические мероприятия.

4.13. В пределах своих полномочий осуществляет необходимые меры в области пожарной безопасности и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.

4.14. Регулярно через средства массовой информации информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности.

4.15. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.

Работодатели:

4.16. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, в зоне расположения организаций решают вопросы экологической безопасности.

4.17. При осуществлении производственной деятельности создают службы охраны труда в организациях с численностью более 50 человек, при эксплуатации опасных объектов внедряют оптимальную систему управления охраной труда и промышленной безопасности.

4.18. Способствуют развитию медицинской помощи работникам по месту работы.

4.19. Направляют на обучение и проверку знаний по охране труда работников отдельных категорий руководителей и специалистов, обучаемых охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ, руководителей, специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

4.20. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на:

- мероприятия по охране труда и окружающей среды;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- отдых и оздоровление, санаторно-курортного лечение работающих и членов их семей;

- обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.

4.21. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства работников своих организаций, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.

4.22. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

4.23. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвратимых причин.

4.24. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы,подготовку инструкторов по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при травмах на производстве.

4.25. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разъясняют застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия этого вида страхования.

4.26. Проводят совместно с профсоюзами аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, используя результаты аттестации в качестве плановой основы деятельности по улучшению охраны труда, а также для обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

4.27. Организуютнадлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживаниеработников в соответствии с требованием охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников.

4.28. За счет собственных средств организуют проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

4.29. Организуют проведение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

4.30. Осуществляют строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, сооружений и площадок при наличии  соответствующих положительных заключений экспертиз. Включают представителей профсоюзов в комиссии по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4.31. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности, рассматривают в установленном порядке представления органов общественного контроля.

4.32.Обеспечивают проведение постоянного производственного лабораторного контроля уровня воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию исчерпывающих мер по максимальному снижению их уровней и концентраций, исключению случаев превышения предельно допустимых их значений. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Обеспечивают выплаты таких компенсаций и использование средств индивидуальной защиты.

4.33. Обеспечивают наличие и возможность изучения сотрудниками законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.

4.34. Ведут техническую политику применения «чистых технологий», модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов; способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

4.35. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.

4.36. Не допускают сокрытия несчастных случаев, включают представителей профсоюзных органов в состав комиссий по их расследованию.

4.37. Не допускают к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

4.38. Предоставляют уполномоченным по охране труда не менее 4 часов в неделю для осуществления общественного контроля, с сохранением места работы (должности) и среднего заработка в рамках заключенных коллективных договоров.

Профсоюзы:

4.39. Содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности работников на территории области.

4.40. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности.

4.41. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области охраны труда и экологической безопасности работников.

4.42. Взаимодействуют с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и (или) вредными условиями труда.

4.43. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и фактов возникновения профессиональных заболеваний.

4.44. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологической безопасности.

4.45. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций.

4.46. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в связи с изменением условий труда.

4.47. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, страдающихпрофзаболеваниями; защиту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицинского страхования.

4.48. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за несоблюдение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.

4.49. Организуют включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда; содействуют включению в коллективные договоры дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и тяжелыми условиями труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.

4.50. Принимают участие в работе комиссий по испытаниям и приёму в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

V. В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ,  ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Стороны совместно:

5.1. В целях повышения уровня жизни инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, детей-сирот, граждан, оказавшихся в трудной (экстремальной) жизненной ситуации и других слабо защищенных категорий населения изыскивают дополнительные возможности их материальной и иной социальной поддержки и помощи.

5.2. Обеспечивают методическую поддержку молодежным объединениям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной молодежной политики в Липецкой области.

5.3. Обеспечивают координацию деятельности всех заинтересованных структур при организации трудоустройства (в т.ч. временного) молодежи. Содействуют трудоустройству по специальности  выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования.Разрабатывают и реализуют мероприятия по трудовой адаптации молодежи.

5.4. Разрабатывают меры поддержки и закрепления на предприятиях и в организациях молодых специалистов, решения их социально-бытовых проблем в рамках, реализуемых в области целевых программ.

5.5. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодёжной среде.

5.6. Обеспечивают реализацию основных направлений демографической политики Липецкой области, программ, мероприятий в области народонаселения.

5.7. Изыскивают возможности материальной поддержки семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами, а также молодых и многодетных малообеспеченных семей.

5.8. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Оказывают организационно-методическую помощь досуговым, оздоровительным учреждениям.

5.9. Принимают меры по сохранению и развитию сети загородных оздоровительных лагерей и укреплению их материально-технической базы.

5.10.Принимают меры по сохранению и использованию по назначению социально-бытовых, дошкольных, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности, в том числе профсоюзных объектов и учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан. 

       5.11. Формируют заявку на подготовку кадров для организаций всех форм собственности и организуют прохождение производственной практики студентами и учащимися высшего, среднего и начального профессионального образования.

       5.12. Разрабатывают и реализуют меры по поддержке системы студенческих трудовых отрядов Липецкой области, направленные на социализацию молодежи, получение практического опыта рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда региона.

       5.13. Способствуют созданию в области доступной среды для инвалидов и других маломобильных категорий населения.

Администрация:

5.14. Обеспечивает социальное обслуживание и защиту населения области в пределах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством.

5.15. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленный на снижение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного по Липецкой области.

5.16. В целях повышения качества жизни населения области продолжает оказание государственной поддержки органам местного самоуправления на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, строительству и реконструкции объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.

5.17. При формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривает средства на:

- организацию летнего и зимнего отдыха, оздоровление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, в том числе многодетных и неполных семей;

- приобретение литературы для библиотек, организацию подписки на периодическую печать, обеспечение доступа к сети Интернет в бюджетных организациях, финансируемых из областного бюджета;

- субвенции местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг в соответствии с региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг.

5.18. Осуществляет мониторинг демографических процессов на территории области.  

5.19. Организует разработку и реализацию областных целевых программ, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, увеличение продолжительности жизни и  улучшение положения детей и женщин.

5.20. Содействует в пределах полномочий устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, развитию в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг, сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультативного обеспечения, систем энергоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, телекоммуникационной и телефонной связи.

5.21. Обеспечивает реализацию на территории области федеральных и областных законов и программ по социальной защите различных категорий граждан, имеющих право на льготы и нуждающихся в дополнительной поддержке.

5.22. Предоставляет меры социальной поддержки  по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности, рабочих посёлках (городского типа).

5.23. Предусматривает средства областного бюджета в рамках областных жилищных программ для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, работникам бюджетной сферы, молодым специалистам, изъявившим желание работать в сельской местности, сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; компенсацию целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) ребенка и части процентной ставки отдельным категориям граждан, установленным Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья».

5.24. Проводит согласованную политику поддержки развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья в целях обеспечения населения региона благоустроенным и доступным жильем в соответствии с областной целевой программой «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011-2015 годы».

5.25. Продолжает предоставление льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим такое право в соответствии с федеральным и областным законодательством, в т.ч. в период проведения сезонных работ на садово-дачных участках.

5.26. Оказывает социальную поддержку в виде социальных выплат на питание учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

5.27. Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, прикладного и иных видов народного творчества.

5.28. Обеспечивает оказание молодым гражданам психологической, педагогической, информационной помощи, через соответствующие государственные учреждения.

5.29. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах.

5.30. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения, особенно детей и молодежи, сельского населения, малообеспеченных граждан.

5.31. Принимает меры по сохранению и развитию сети детских стационарных оздоровительных лагерей. Поддерживает уровень охвата детей и подростков мероприятиями по оздоровлению.

5.32. Устанавливает среднюю стоимость путевки в загородные стационарные детские лагеря, расположенные на территории Липецкой области.

5.33. Принимает меры по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, способствующие созданию новых рабочих мест и поддержке социально ответственного бизнеса.

5.34. В рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий принимает меры по сохранению уровня социальной поддержки населения в условиях роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Работодатели:

5.35. С целью улучшения демографической ситуации в области при наличии финансовых возможностей осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивая сумму выплат при рождении второго и каждого последующего, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.

5.36. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы учащейся молодёжи, молодежных трудовых отрядов.

5.37. При заключении коллективных договоров предусматривают  разделы по работе с молодежью с указанием мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).

5.38. Принимают участие в профориентационной работе с молодежью, уделяя больше внимания формированию положительного имиджа своих предприятий, учреждений, организаций за счет улучшения условий и оплаты труда, широкого информирования молодежи о работе трудовых коллективов.

5.39. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучший молодой специалист».

5.40. Совместно с профсоюзами предусматривают мероприятия по сохранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного питания, культурно-просветительными, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния.

5.41. Предоставляют отпуск преимущественно в летнее время матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей.

5.42. Сохраняют высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам очередь на получение жилья, улучшение жилищных условий и возможность пользования детскими дошкольными учреждениями в течение трех лет, а также в течение двух лет - право на получение путевок  в  санатории и профилактории, оздоровительные детские лагеря, пользование услугами лечебных учреждений, обеспечение топливом  на равных условиях с работающими, первоочередное трудоустройство на своем предприятии при наличии свободных рабочих мест.

5.43. Реализуют меры по поддержке и трудовой адаптации молодых работников в период освоения профессии или специальности (доплаты, повышенные тарифные ставки, пониженные нормы выработки, наставничество и др.).

5.44. Оказывают материальную помощь гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, в размере, определяемом коллективным договором.

Выплачивают единовременное пособие при приеме на работу детей-сирот в размере, определяемом коллективным договором.

5.45. Предусматривают для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения.

Работодатели и профсоюзы:

5.46. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производства направляют усилия на восстановление традиции наставничества, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного профессионального опыта.

5.47. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, поддержка беременных и кормящих женщин); родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, родителям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях), работающим пенсионерам, бывшим работникам предприятий и организаций за счет собственных средств по критериям прожиточного минимума и среднедушевого дохода.

5.48. В целях усиления социальной защищенности молодых работников в организации:

- вносят соответствующий раздел в коллективный договор;

- разрабатывают комплексные программы работы с молодежью и мероприятия по их реализации.

5.49. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций, профбюджета и средств социального страхования мероприятия по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.

Профсоюзы:

5.50. Организуют обучение молодых профсоюзных активистов, председателей молодежных советов и комиссий. Изучают и обобщают опыт работы с молодежью членских организаций и внедряют его в практику работы профкомов первичных профсоюзных организаций.

5.51. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза на предприятиях всех форм собственности.

5.52. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профкомах.

VI. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

И КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

Стороны совместно:

6.1. В целях совершенствования на территории области системы защиты трудовых прав граждан, устранения и предупреждения нарушений трудового законодательства, усиления взаимодействия органов государственного управления, работодателей и профсоюзов стороны при осуществлении государственной политики в сфере социально-трудовых отношений руководствуются принципами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, Ассоциацией территориального объединения организаций профсоюзов Центрального Федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального Федерального округа на 2011-2013 годы, Закона Липецкой области «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области» и данного Соглашения.

6.2. Стороны проводят консультации по выполнению пунктов соглашения, а также по вопросам, не включенным в него, но представляющим взаимный интерес.

6.3. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их выполнением.

6.4. Способствуют предотвращению коллективных и трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим законодательствомна принципах примирительных, компромиссных решений и процедур, не допуская перерастания трудовых споров в остро конфликтные формы.

6.5.Определяют основные направления в развитии социального партнерства в районах и городах области через трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

6.6. Способствуют обобщению и распространению передового опыта социального партнерства.

6.7. Организуют трудовое соперничество (соревнование) между районами, городами, трудовыми коллективами организаций всех форм собственности.

Вносят предложения по кандидатурам для занесения на областную Доску почета и в Книгу «Трудовая слава Липецкой области» для обсуждения на областной трехсторонней комиссии.

6.8. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих отраслевых и территориальных объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов.

6.9. Оказывают практическое и методическое содействие заключению и реализации отраслевых и территориальных соглашений, считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности области и их уведомительную регистрацию в установленном порядке.

6.10. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию системы социального партнерства на территории области, ходе выполнения настоящего Соглашения, деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, практике урегулирования коллективно-трудовых споров в печатных и электронных средствах массовой информации, на официальном сайте администрации области.

6.11. Проводят в рамках социального партнерства мероприятия и обучение представителей работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений.

6.12. Создают в каждой организации на паритетной основе с профсоюзами комиссию по трудовым спорам и обеспечивают ее работу.

Администрация и работодатели:

6.13. Содействуют обеспечению условий для организации и уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов, в организациях независимо от их форм собственности. 

 Администрация:

6.14. Предоставляет возможность для участия представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых администрацией области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы, приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения, выполнения национальных проектов и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей области.

6.15.Направляет на рассмотрение в Комиссию проекты нормативных правовых актов администрации области и главы администрации области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения.

Решения Комиссии или мнения её сторон по направленным проектам нормативных правовых актов администрации области и главы администрации области подлежат обязательному рассмотрению администрацией.

6.16. Проводит предварительную экспертизу областных отраслевых тарифных соглашений в части финансового обеспечения, соответствия законодательным и нормативным актам Российской Федерации и Липецкой области.

6.17. В целях распространения опыта работы по заключению коллективных договоров ежегодно проводит областной конкурс, направленный на поддержку социально-трудовых прав граждан через коллективный договор.

6.18.При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почётных званий Российской Федерации, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого, областного Соглашения.

6.19. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в повышении их роли в обществе.

Администрация и профсоюзы:

6.19. Продолжают выпуск приложения «Мы» в областной газете «Липецкая газета».

6.20. Организуют обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства, трудового законодательства, охраны труда.

6.21. Оказывают практическую помощь в создании и работе объединений работодателей.

6.21. Не реже 2 раз в год проводят встречи руководства администрации области с профсоюзным активом.

Работодатели:

6.22. Объединяются в союзы, ассоциации и другие формы объединений с целью координации своих действий, направленных на укрепление экономической эффективности организаций.

6.23. Перечисляют ежемесячно в полном объеме и бесплатно на счет профсоюзной организации членские взносы членов профсоюзов одновременно с выплатой им заработной платы.

6.24. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах освобожденным работникам профсоюзных комитетов выделение средств на оплату труда, льготы и гарантии, установленные для работников данной организации, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

6.25. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на приобретение жилой площади для работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исключают деятельность, препятствующую реализации права работников на вступление в профсоюзную организацию.

Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Профсоюзы:

6.26. Поддерживают усилия администрации области и органов местного самоуправления, представителей работодателей, направленные на повышение эффективности развития хозяйственного комплекса, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообеспеченных слоев населения.

6.27. В установленном порядке участвуют в работе коллегиальных органов администрации.

6.28. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполнения отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

6.29. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.

6.30. Продолжают работу по восстановлению ранее действовавших и  созданию новыхпервичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.

6.31. Организуют работу территориальных координационных советов профсоюзов в муниципальных образованиях.

Работодатели и профсоюзы:

6.32. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные, территориальные отраслевые и иные соглашения основой заключения коллективных договоров и включают в коллективные договоры условия, не противоречащие соглашениям и не ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями.

6.33. Обеспечивают регулирование отношений работников и работодателей в организациях на основе соблюдения норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений, индивидуальных трудовых договоров.

6.34. Заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности и отраслей экономики, сферы обслуживания независимо от численности работающих, своевременно вносят в них изменения и дополнения, не реже одного раза в год подводят итоги выполнения коллективных договоров и отчитываются о них на собраниях, конференциях работников организаций.  

6.35. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнёрства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.

VII. ДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 года.

7.2. Стороны создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают через печать, электронные СМИ, официальный сайт администрации области населению о ходе реализации Соглашения. Итоги по выполнению Соглашения подводятся ежегодно с заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.3. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

7.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон после предварительного обсуждения и одобрения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.5. Соглашение открыто для присоединения к нему других профсоюзов, работодателей и их объединений согласно установленному порядку.

7.6. Текст Соглашения после подписания публикуется в печати и размещается на официальном сайте администрации области.

 

Глава администрации

Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 О.П. КОРОЛЕВ

Председатель Федерации

профсоюзов Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 А.Ф. ЖИДКИХ

Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию

социально-трудовых отношений от стороны работодателей, председатель Совета директоров ОАО «Грязинский культиваторный завод»

 

 

Н.В. АНИСИМОВ

 

 

Приложение

к областному трехстороннему соглашению

на 2012-2014 годы между администрацией Липецкой

области, Федерацией профсоюзов Липецкой области,

объединениями работодателей Липецкой области

 

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2012 - 2014 ГОДЫ

 

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее - Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее - Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в целях реализации Областного трёхстороннего соглашения на 2012-2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы (далее – Региональное соглашение) о нижеследующем:

 

1. Региональное соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области в сфере оплаты труда с учетом интересов сторон социального партнерства.

 

2. Стороны договорились, что в Липецкой области размер минимальной заработной платы для работников предприятий и учреждений области внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого за I квартал каждого года Постановлением администрации Липецкой области.

 

3. В случае снижения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в связи с изменением уровня цен размер минимальной заработной платы работника в сторону уменьшения не пересматривается.

 

4. Размеры минимальной заработной платы, установленные пунктом 2 настоящего Регионального соглашения, не являются ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.

 

5. Региональное соглашение распространяется на работодателей в порядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

6. Региональное соглашение подлежит публикации в «Липецкой газете» в течение 10 дней после его подписания.

 

7. Региональное соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

 

 

 

Глава администрации

Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

О.П. КОРОЛЕВ

 

Председатель Федерации

профсоюзов Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

А.Ф. ЖИДКИХ

 

Координатор

областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых

отношений от стороны работодателей

 

 

 

Н.В. АНИСИМОВ

 

 

 

Наш баннер