Доклад М.М.Кузьменко на VII Пленуме ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ

VII ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

30 октября 2012 года

Уважаемые коллеги!

 Сегодня решение вопросов  охраны и безопасных условий труда,  соблюдение  государственных нормативов  регулирующих право работников на труд в условиях отвечающих этим  требованиям,  являются приоритетом  нашего Профсоюза.

 

Определение охраны труда, как системы  мероприятий,   дано в статье 209 Трудового кодекса. Этот раздел тесно связан с институтами, регулирующими рабочее время и время отдыха, оплату и нормирование труда, гарантии и компенсации. 

Мы уже неоднократно  говорили с вами о том,  что  изменение  механизма финансирования медицинской помощи  на одноканальное -  через систему ОМС, оптимизация сети лечебных учреждений, новации в области  высоких медицинских технологий,  а также новые подходы  в сфере охраны труда, требуют сегодня от Профсоюза детального  понимания происходящих процессов, проведения анализа влияния   реформ непосредственно на работников, выработки общей тактики действий в меняющихся условиях.  Во многом это зависит и от уровня подготовленности по  тематике охраны труда   представителей Профсоюза.

Необходимо сказать, что до недавнего времени, когда система государственного управления охраной труда в отрасли не имела должного развития, а внутриведомственный контроль за обеспечением безопасных условий и охраны труда практически был полностью ликвидирован,   ЦК Профсоюза потратил немало усилий на поддержание активности наших организаций  в этом направлении. В соответствии с утвержденной Концепцией деятельности, Профсоюз с 2010 года проводит  работу по реализации мероприятий в области улучшения условий и охраны труда. Проблемные вопросы, результаты  профсоюзного контроля за охраной труда, выполнение условий соглашений и коллективных договоров  по этому направлению в медицинских организациях, регулярно рассматриваются  на заседаниях выборных органов.

Преобразования законодательства в области охраны труда в настоящее время  проходят достаточно остро,  поскольку они не только затрагивают льготы и компенсации работников, но и проблемы, связанные с финансированием этих мероприятий, которые включают в себя периодические медицинские осмотры, подготовку специалистов по охране труда и особо затратную аттестацию рабочих мест по условиям труда.

ЦК Профсоюза  в течение последних лет регулярно обращал внимание Правительства РФ на необходимость решения  вопроса финансирования  мероприятий по  аттестации рабочих мест  за счет бюджетных средств.

В прошлом году на РТК Профсоюз поддержал проведение Пилотного проекта в государственных и муниципальных организациях непроизводственной сферы Республики Мордовия, Белгородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской областях и г. Санкт-Петербурге, в соответствии с которым один миллиард рублей из бюджета ФСС направлен на оценку профессиональных рисков и аттестацию свыше 430 тысяч рабочих мест, в том числе 127 тысяч рабочих мест в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Сейчас нельзя сказать, насколько качественным будет результат, так как не полностью подведены итоги данного проекта. Но, тем не менее, и со мной согласятся многие, финансирование пилотного проекта в необходимом  объеме  должно было быть продолжено, однако это не произошло,  хотя по информации ФСС в бюджет фонда на 2013 включены  дополнительные средства на обеспечение предупредительных мер, в том числе на проведение аттестации рабочих мест.

Много вопросов возникает с одноканальным финансированием медицинских организаций  через систему ОМС,  в тарифах которой не заложены средства на охрану труда.

Предполагаемое принятие Минтрудом России нового Порядка обучения по вопросам охраны труда (проект приказа от 18.09.2012 года уже есть на сайте Министерства) также повлечет дополнительную финансовую нагрузку на медицинские организации, так как обучение заведующих отделений необходимо будет проводить в обучающих центрах. Опять остается неясным, как это будет осуществляться, так как  финансовые источники не определены.

Нам кажется, что  вопросы охраны труда было бы логичнее ввести в образовательные программы в рамках повышения квалификации по профилю специализации медицинского работника.

Очевидно, что сегодня Минздраву России необходимо отдельным документом разъяснить работодателям  порядок финансирования    мероприятий  по охране труда.

Исходя из того, что финансирование охраны труда не определено,и законодательством предусматриваются минимальные уровни компенсаций работникам, выборные профсоюзные органы  должны активнее использовать возможности социального партнерства, определяя в переговорах реализуемые мероприятия по охране труда и приоритеты финансовых затрат на планируемый период.

Скажу еще раз. Вопросы финансирования охраны труда и создания безопасных условий работы должны быть предусмотрены во всех коллективных договорах. Здесь очень важна роль выборных профсоюзных органов.


 

 

  Уважаемые коллеги!

 

Следующий вопрос  -  аттестация рабочих мест по условиям труда.

Обеспечение безопасных условий и охраны труда входит в обязанности работодателя. Достижение поставленных целей начинается с работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.  Предоставление всех компенсаций становится напрямую связано с результатами аттестации.

В проекте Стратегии развития пенсионной системы отмечается, что досрочные (льготные) пенсии также будут назначаться на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (тариф).

Теперь важно не просто проведение аттестации, а качество её выполнения. Здесь не все обстоит благополучно. Процедуру аттестации в здравоохранении прошли около 30 % рабочих мест, из которых более половины (53 %)  - аттестованы, как имеющие вредные или опасные условия труда. По нашему мнению, качество проведения этой работы находится на низком уровне. По имеющимся  данным при проведении аттестации было выявлено 1617 нарушений со стороны аттестующих организаций.

Выявлялись случаи намеренного занижения предельно допустимых концентраций и уровней вредных факторов и неполное проведение замеров химических и биологических факторов, ошибки в сторону сокрытия неблагоприятных факторов, воздействующих на работника.

Такие результаты «аттестации» рабочих мест, служили причиной отмены полагающихся компенсаций и льгот, выдачи молока, росту социальной напряженности в трудовых коллективах медицинских организаций.

Мы связываем это с тем, что ряд документов, регламентирующих компенсации и льготы работникам, за работу во вредных условиях труда, такие как уже «набившее оскомину» Постановление Правительства №870 ( нереализованное в полном объеме с 2008 года), внесшее свою долю неразберихи в применении законодательства и сыгравшее «добрую», в кавычках, службу в возникновении не просто волны, а «цунами» из обращений со стороны работников.

Только в прошлом году региональными организациями Профсоюза рассмотрено около 3 тысяч обращений, заявлений и жалоб работников, связанных с нарушением их прав в области охраны труда, при рассмотрении которых  решено в пользу работника свыше 2 тысяч. В судах в 2011 г. рассмотрено 118 (43 - в 2010 году) исковых заявлений в судах, связанных с вопросами охраны труда, из которых 114 решено в пользу работника.

  Конечно, мы понимаем, что всякое нововведение, особенно в законодательстве, проходит с определенной степенью «трения». Но когда ломается вся система обеспечения гарантированных ранее государством льгот и компенсаций, и при этом предлагаются правовые акты, снижающие социально-экономическую защищенность работников организаций системы здравоохранения, профсоюзные органы не могут и не должны оставаться в стороне.

В этих условиях выборным профсоюзным органам необходимо принципиально и твердо отстаивать свою позицию по созданию работникам безопасных условий труда, основанных на качественной оценке всех имеющихся вредных факторов, и безусловным обеспечением работникам гарантий и компенсаций.

Но в любом случае требования представителей Профсоюза должны  быть основаны на законе.


 

Центральным комитетом неоднократно отмечалось то, что особенностью труда некоторых категорий медицинских работников является комбинированное и длительное  воздействие на них вредных производственных факторов различной природы. Работники медицинских организаций, призванные лечить людей, постоянно подвергаются высокому риску заражения от курируемых больных, а сами средства защиты, например, латекс, являются сильнейшими аллергенами.

Этот риск можно снизить, но нельзя устранить полностью.

Во вредных и неблагоприятных условиях труда трудятся сотни тысяч медицинских работников (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения  гипербарической  оксигенации и др.)

Невозможно инструментально замерить накопительное воздействие на организм аллергенов разного происхождения при проведении аттестации рабочих мест. Именно такой формулой подхода к оценке вредных факторов на рабочих местах в медицинских учреждениях необходимо придерживаться аттестующим организациям.

Это объективно подтверждается цифрами профессиональной заболеваемости. Ежегодно в связи с профессиональной деятельностью заболевают около 300 медицинских работников. В-основном, это туберкулез, гепатит, бронхиальная астма.

Состояние условий труда на рабочих местах продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии.

Данная статистика говорит и о том, что проведение медицинских осмотров самих медицинских работников ещё осуществляется с большой долей формальности. И на это профсоюзным органам следует также обращать внимание.

Ежегодно в организациях отрасли по отчетным данным региональных организаций Профсоюза происходят несчастные случаи, связанные с производством, при которых получают травмы различной степени тяжести более 3 тысяч человек и около 30 человек погибают. Большинство произошедших тяжелых, групповых и смертельных случаев связано с дорожно-транспортными авариями и нападениями на медицинских работников. И хотя есть тенденция к снижению случаев травматизма, тем не менее, за последние пять лет по данным статистики в отрасли погибло 284 человека.

Хочу обратить ваше внимание на то, что по данным Всемирной организации здравоохранения в ближайшие годы в структуре причин нарушения здоровья будут психосоциальные факторы, такие, как напряженность труда, вызывающая профессиональный стресс, или синдром профессионального выгорания.


 

ЦК Профсоюза считает, что в российском здравоохранении необходимо принятие ряда нормативных документов, разработанных  с учетом научных обоснований, по профилактике стресса у работников и его негативных последствий как возможной причины случаев травматизма.

Профсоюз отмечает, что основными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости остаются: недостаточная профилактическая работа по предупреждению случаев заболеваний и травматизма; отсутствие средств самозащиты от нападений; нарушения правил дорожного движения водителями санитарного транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи; недостаточная подготовка руководителей и персонала, представителей профсоюзных органов по вопросам охраны труда; неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы; несистемный контроль со стороны администрации  и  первичных организаций Профсоюза медицинских учреждений за соблюдением работниками требований гигиены и охраны труда.

Отрицательно влияет на положение дел с состоянием производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отсутствие на федеральном уровне отраслевой Программы совершенствования системы управления охраной труда.

Сейчас Профсоюзу предстоит в рамках социального партнерства совместная с Министерством здравоохранения РФ работа по выработке единой компромиссной политики в решении вопросов условий и охраны труда с целью обеспечения медицинских работников и других сотрудников медицинских организаций безопасными условиями труда.


 

 

Уважаемые коллеги!

 

Законодательство предоставляет профсоюзам достаточно правовых рычагов в решении задач в этой области. Эти права закреплены в ТК РФ, ФЗ  «О профсоюзах» и других актах. Так что вопрос о правах не стоит. Наверное, правильнее будет сказать, что требует совершенствования нормативная база, определяющая  механизмы реализации этих прав.

Путь к решению вопросов охраны труда, снижению производственного травматизма, лежит через систему эффективного контроля в тесном взаимодействии с государственными органами управления, государственными надзорными органами, через коллективные договоры и соглашения.

В современных условиях работа профсоюзов является  общественным  контролем за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся - предоставление работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда, возмещение ущерба потерпевшим и семьям погибших от несчастных случаев на производстве и т.п. В соответствии с действующим законодательством наш Профсоюз осуществляет данный контроль  через техническую инспекцию труда ЦК Профсоюза, в первичных профсоюзных организациях - через комитеты (комиссии) по охране труда и  уполномоченных по охране труда.

Регулярное планирование и проведение проверок позволяет наблюдать изменение в динамике уровня безопасности труда в медицинских организациях и дает возможность получить объективную оценку фактических условий труда, результативно проводить работу по профилактике производственного травматизма.

Техническая инспекция сегодня должна ориентироваться на защиту прав работников, проведение по их просьбам или по инициативе профорганов экспертиз состояния условий труда, оказание помощи трудовым коллективам и непосредственно членам Профсоюза в решении вопросов охраны труда, в том числе их обращениях в судебные органы на неправомерные действия администрации, а также на оказание помощи профсоюзным комитетам при подготовке коллективных договоров и соглашений по позициям   охраны труда и организации контроля за их выполнением.

С целью обеспечения возможности отстаивания прав и интересов работников при возникновении спорных ситуаций в мае 2011 года Президиум ЦК Профсоюза утвердил Регламент проведения профсоюзными экспертами независимой экспертизы условий труда, а также Форму заключения о результатах независимой экспертизы условий труда.  В  этом году проведено обучение технических инспекторов труда ЦК Профсоюза, на котором особое внимание уделялось организации и проведению экспертизы по оценке условий труда по гигиеническим факторам, травмобезопасности, обеспеченности  СИЗ.


 

Одними из основных звеньев в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда непосредственно в учреждениях здравоохранения, обеспечивающих активное участие в ней работников, являются институт уполномоченных по охране труда Профсоюза, а также комитеты по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателя и профсоюза.

Такие комитеты призваны разрабатывать программы совместных действий сторон по улучшению условий труда, предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ими проводится анализ состояния условий и охраны труда, готовятся предложения по охране труда для дальнейшего включения в коллективные договоры, работа по информированию работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

Принципиальность профсоюзного актива в отстаивании прав работников на работу в безопасных условиях труда и гигиены, активность  уполномоченных по охране труда Профсоюза, позволяет не только обеспечить защиту прав работников на работу в условиях, отвечающих  государственным нормативам, но и поднимает уровень мотивации профсоюзного членства.

На сегодня техническая инспекция труда ЦК Профсоюза насчитывает 30 инспекторов, 240 внештатных, свыше восьми тысяч комитетов по охране труда, около сорока тысяч уполномоченных по охране труда.

Но этого, все же, недостаточно для полноценного и качественного контроля со стороны Профсоюза.

Хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент в системе профсоюзного контроля за состоянием охраны труда - это не только избрание уполномоченных по охране труда в каждом структурном подразделении, но и их обучение, обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией, закрепление в коллективном договоре их  функций.

Подготовка, повышение квалификации и обучение представителей институтов уполномоченных органов Профсоюза на осуществление общественного контроля по вопросам охраны труда, обновление регламентирующих их работу документов, всегда должны находиться на контроле не только у ЦК Профсоюза, региональных комитетов, но и у профкомов первичных организаций.

Региональные комитеты Профсоюза должны использовать в своей работе организацию и проведение различных конкурсов по охране труда, способствующих изучению и совершенствованию профсоюзного контроля по вопросам охраны труда, обмену опытом и пропаганде  лучших результатов.


 

В заключении мне бы хотелось сформулировать первоочередные задачи, стоящие перед нами, а именно:

  • Активизировать работу в  субъектах Федерации, используя Соглашения всех уровней по разработке программ, отражающих безопасные условия труда и гигиены медицинских работников;
  • Развивать институт технической инспекции труда Профсоюза, создавая советы из специалистов для оперативного решения возникающих проблем по вопросам безопасных условий труда и гигиены в субъекте, в федеральном округе;
  • Добиваться включения в коллективные договора Перечня должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым предоставляются компенсации и льготы;
  • Добиваться избрания уполномоченного по охране труда Профсоюза в каждом структурном подразделении медицинской организации;
  • Активнее использовать в работе проведение независимой экспертизы оценки условий труда в соответствии с принятым Профсоюзом Регламентом;
  • Направлять материалы для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в органы государственной экспертизы;
  • Планировать и проводить выездные семинары по охране труда с участием представителей Федеральной службы по труду и занятости, Роспотребнадзора, прокуратуры, органами управления здравоохранением в субъектах РФ;
  • Нацеливать работу уполномоченных по охране труда Профсоюза на осуществление ежедневного контроля за обеспечением работников средствами защиты и условиями труда на рабочих местах.

 

Сейчас каждому выборному профсоюзному органу необходимо искать компромиссные пути, способствующие развитию и обеспечению интересов сторон социального партнерства, направленных на безопасные и здоровые условия  труда работников медицинских организаций, на неукоснительное соблюдение законодательства и договоренностей,  на создание условий достойного труда.