Доклад М.М.Кузьменко на VII Пленуме ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ

VII ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

30 октября 2012 года

Уважаемые коллеги!

 Сегодня решение вопросов  охраны и безопасных условий труда,  соблюдение  государственных нормативов  регулирующих право работников на труд в условиях отвечающих этим  требованиям,  являются приоритетом  нашего Профсоюза.

 

Определение охраны труда, как системы  мероприятий,   дано в статье 209 Трудового кодекса. Этот раздел тесно связан с институтами, регулирующими рабочее время и время отдыха, оплату и нормирование труда, гарантии и компенсации. 

Мы уже неоднократно  говорили с вами о том,  что  изменение  механизма финансирования медицинской помощи  на одноканальное -  через систему ОМС, оптимизация сети лечебных учреждений, новации в области  высоких медицинских технологий,  а также новые подходы  в сфере охраны труда, требуют сегодня от Профсоюза детального  понимания происходящих процессов, проведения анализа влияния   реформ непосредственно на работников, выработки общей тактики действий в меняющихся условиях.  Во многом это зависит и от уровня подготовленности по  тематике охраны труда   представителей Профсоюза.

Необходимо сказать, что до недавнего времени, когда система государственного управления охраной труда в отрасли не имела должного развития, а внутриведомственный контроль за обеспечением безопасных условий и охраны труда практически был полностью ликвидирован,   ЦК Профсоюза потратил немало усилий на поддержание активности наших организаций  в этом направлении. В соответствии с утвержденной Концепцией деятельности, Профсоюз с 2010 года проводит  работу по реализации мероприятий в области улучшения условий и охраны труда. Проблемные вопросы, результаты  профсоюзного контроля за охраной труда, выполнение условий соглашений и коллективных договоров  по этому направлению в медицинских организациях, регулярно рассматриваются  на заседаниях выборных органов.

Преобразования законодательства в области охраны труда в настоящее время  проходят достаточно остро,  поскольку они не только затрагивают льготы и компенсации работников, но и проблемы, связанные с финансированием этих мероприятий, которые включают в себя периодические медицинские осмотры, подготовку специалистов по охране труда и особо затратную аттестацию рабочих мест по условиям труда.

ЦК Профсоюза  в течение последних лет регулярно обращал внимание Правительства РФ на необходимость решения  вопроса финансирования  мероприятий по  аттестации рабочих мест  за счет бюджетных средств.

В прошлом году на РТК Профсоюз поддержал проведение Пилотного проекта в государственных и муниципальных организациях непроизводственной сферы Республики Мордовия, Белгородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской областях и г. Санкт-Петербурге, в соответствии с которым один миллиард рублей из бюджета ФСС направлен на оценку профессиональных рисков и аттестацию свыше 430 тысяч рабочих мест, в том числе 127 тысяч рабочих мест в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Сейчас нельзя сказать, насколько качественным будет результат, так как не полностью подведены итоги данного проекта. Но, тем не менее, и со мной согласятся многие, финансирование пилотного проекта в необходимом  объеме  должно было быть продолжено, однако это не произошло,  хотя по информации ФСС в бюджет фонда на 2013 включены  дополнительные средства на обеспечение предупредительных мер, в том числе на проведение аттестации рабочих мест.

Много вопросов возникает с одноканальным финансированием медицинских организаций  через систему ОМС,  в тарифах которой не заложены средства на охрану труда.

Предполагаемое принятие Минтрудом России нового Порядка обучения по вопросам охраны труда (проект приказа от 18.09.2012 года уже есть на сайте Министерства) также повлечет дополнительную финансовую нагрузку на медицинские организации, так как обучение заведующих отделений необходимо будет проводить в обучающих центрах. Опять остается неясным, как это будет осуществляться, так как  финансовые источники не определены.

Нам кажется, что  вопросы охраны труда было бы логичнее ввести в образовательные программы в рамках повышения квалификации по профилю специализации медицинского работника.

Очевидно, что сегодня Минздраву России необходимо отдельным документом разъяснить работодателям  порядок финансирования    мероприятий  по охране труда.

Исходя из того, что финансирование охраны труда не определено,и законодательством предусматриваются минимальные уровни компенсаций работникам, выборные профсоюзные органы  должны активнее использовать возможности социального партнерства, определяя в переговорах реализуемые мероприятия по охране труда и приоритеты финансовых затрат на планируемый период.

Скажу еще раз. Вопросы финансирования охраны труда и создания безопасных условий работы должны быть предусмотрены во всех коллективных договорах. Здесь очень важна роль выборных профсоюзных органов.