Для входа на сайт зарегистрируйтесь

Мы социальных сетях

Электронная газета "Пульс Профсоюза"

Кто на сайте

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

В Госдуме озаботились образом жизни россиян

В Государственной Думе РФ прошел Круглый стол на тему: «О формировании системы социально- экономической мотивации (финансового мотивирования) граждан РФ по ведению здорового образа жизни, сохранению и укреплению своего здоровья и работодателей по укреплению здоровья работников, на котором выступил заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Сергей Дорофеев.

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан РФ» среди основных принципов охраны здоровья отдает приоритет профилактике. Не случайно именно ведение здорового образа жизни и его поддержания является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, а также первичной профилактики болезней. Однако за осознанием необходимости ведения здорового образа жизни далеко не всегда следуют какие-то конкретные действия.

Принципы здорового образа жизни еще очень редко становятся руководством в поведении большинства людей. Одна из причин этого — сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные предыдущими поколениями, которые мешают переходу людей к принципам здорового образа жизни.

Однако с принятием закона 323-го ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ» уже на законодательном уровне определена прямая обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Но ни в данном законе, ни в каком-либо другом подзаконном акте данная норма не раскрывается, и непонятно, что же будет гражданину при несоблюдении этого принципа.

Внутренняя мотивация

Для того чтобы не только врачи были заинтересованы в сохранении здоровья граждан, государство должно создавать условия для развития профилактики. По нашему мнению, государство должно создать понятную и убедительную систему мотивации граждан сохранять свое здоровье и здоровье своих детей. К этой работе необходимо привлекать и работодателей.

В настоящее время субъектами РФ приняты программы по сохранению здоровья населения, но зачастую они сводится только к информированию, обучению и убеждению населения. Данные программы включают издание брошюр, создание Интернет-сайтов, обучающих программ и т.д. Этого явно недостаточно.

Необходимо применять методы социально-экономической мотивации граждан к сохранению своего здоровья, а также заинтересовать работодателей в сохранении здоровья работников.

Проблема актуальная и социально значимая. Не случайно, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. Владимир Путин обозначил данную проблему так: «Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за свое здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни».

В связи с этим совершенно очевидной становится разработка простой и понятной для всех системы, для создания которой важно понимать разновидности мотиваций. Под внутренними мотивациями мы понимаем свободное участие индивидуума в деятельности при отсутствии внешних требований и подкреплений.

По данным Всемирной организации здравоохранения, две трети взрослых европейцев недостаточно физически активны, а доля смертей, связанных с малоподвижным образом жизни, составляет до 10% в общей структуре смертности. Неправильное питание, дефицит физической активности и курение стали причиной преждевременного развития ишемической болезни сердца в 80% всех случаев.

Как показывает практика, в последние годы в России довольно быстрыми темпами растет заболеваемость от неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания, болезни органов дыхания, сахарный диабет.

По официальным данным Минздрава России, на эти четыре группы болезней приходится 80% смертей. Причем 57–58% смертей — только на сосудистые заболевания. Все эти заболевания, так или иначе, связаны с образом жизни человека: как он питается, занимается ли спортом и т.д. При этом самыми важными факторами роста заболеваемости является употребление алкоголя и курение. В большинстве случаев эти смерти можно предотвратить, но, к сожалению, ни сами граждане, ни работодатели не задумываются о профилактике заболеваний и сохранении здоровья.

Внешняя мотивация

Именно поэтому нас интересует другой вид мотивации — внешняя, выраженная в законодательном закреплении мотивационных стимулов. Всем хорошо известна старинная заповедь: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». Именно из этого исходили депутаты Государственной Думы Федерального Собрания при разработке Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», с принятием которого, во-первых, изменились подходы к понятию охраны здоровья. После долгих споров в законе были закреплены обязанности человека как гражданина в сфере охраны здоровья. Согласно ст.30 323-го ФЗ, работодатели наравне с органами власти и медицинскими организациями теперь являются субъектами правоотношений по профилактике заболеваний, и следовательно должны заниматься этой работой, причем как профилактикой инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, в том числе и посредством мер социально-экономического характера.

В Региональные программы государственных гарантий должны быть включены перечни мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, следовательно, в них должно быть закреплено отдельное целевое финансирование на профилактику.

Управление здоровьем

Мотивационные механизмы могут быть как социальными, так и финансовыми. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые необходимо знать, чтобы представлять те или иные риски. В настоящее время наше государство использует в основном нефинансовые механизмы стимулирования здорового образа жизни, однако на многих предприятиях и в организациях, в том числе, в нашей стране используются различные финансовые стимулы.

Среди мер, направленных на сохранение здоровья населения и создания системы социально-экономической мотивации, первоочередными должны является следующие:

1.Создание межведомственной рабочей группы по разработке системы социально-экономической мотивации граждан и работодателей по сохранению здоровья работающих, в которую должны войти и специалисты Министерства Здравоохранения, и Министерства труда и социального развития, и Министерства финансов, и Налоговые службы, и Фонды обязательного медицинского и социального страхования

2. Разработка и принятие федеральной целевой программы профилактической направленности по формированию здорового образа жизни взрослых и детей, включающей механизмы экономического мотивирования.

3. Формирование системы правительственных грантов, обеспечивающих на конкурсной основе поддержку общественных объединений, работодателей и субъектов Российской Федерации, осуществляющих программу по укреплению здоровья, оздоровлению и ведению здорового образа жизни.

4. Внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, законодательство, которое регулирует вопросы медицинского и социального страхования, направленных на создание простых и понятных мотивационных стимулов по созданию и укреплению здоровья, прохождению диспансерных осмотров и формирования дополнительных преференций гражданам и работодателям при соблюдении вышеуказанных принципов.

5. Создание в субъектах Российской Федерации межведомственных советов по формированию стимулов социально-экономического мотивирования граждан и работодателей, в том числе с использованием возможностей законодательства Российской Федерации и грантовой поддержки.

Значения введения мер социально-экономического характера по сохранению своего здоровья в Российской Федерации переоценить невозможно. Их применение приведет к улучшению демографической ситуации в целом за счет снижения выездной миграции, увеличения рождаемости, снижения смертности населения, включая трудоспособных граждан, уменьшение заболеваемости среди взрослых и детей, снижение вероятности преждевременного выхода на пенсию по инвалидности, предупреждение болезней и их выявление на ранних стадиях.

Следствием станет снижение расходов бюджета на здравоохранение, в частности на содержание и лечение больных и нетрудоспособных граждан, и, напротив, увеличение поступлений в бюджет налогов на доходы физических лиц за счет роста числа трудоспособного населения, снижения выплат по больничным листам, снижения временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми.

Источник: РИА АМИ