Проблемы специальной оценки условий труда

Рассмотрим три основополагающих аспекта , которые в той или иной мере затрагивают качество специальной оценки условий труда от момента организации работ до окончательной сдачи материалов экспертами  имеющими сертификат Минтруда.

1.Тендер – игры на выживание работников во вредных условиях труда.

2.Проблемы специальной оценки условий труда на законодательном уровне.

3.Ответственности за проводимую работу в области специальной оценки условий труда.

 

В настоящее время основной подход в решении задач по организации специальной оценке условий труда заключается в организации участия в тендерах при выборе организаций по проведению специальной оценке условий труда.

Положительная цель тендера заключается в снижении затрат «Заказчика» на проведение работ по специальной оценке условий труда. Однако, нельзя все мерить в «денежном выражении», особенно в вопросах обеспечения безопасных условий и охраны труда. 

Однако цена вопроса может отрицательно сказаться на благополучии обусловленном условиями труда работников предприятия (организации, учреждения). Тендер не может быть некой «рулеткой» Заказчика и организации по специальной оценке условий труда  – выиграет или не выиграет», так как  объективная оценка условий труда зачастую зависит не от стоимости , а от качества проводимых работ.

Отрицательным в таком походе организации тендеров межу организациями по специальной оценке условий труда является решение ее задач только через стоимость работ экспертов при специальной оценке условий труда. Качество оценки в этом случае, зависит от добросовестности  исполнителя – эксперта, и фактически не зависит от его компетентности в вопросах оценки условий труда организаций с различным видом экономической деятельности.

В тоже время может быть такой человеческий фактор, как необоснованное чрезмерное ускорение работ, из-за необходимости высококвалифицированному специалисту-эксперту проводить работы по заниженной цене, что естественно скажется на качестве работ и, как следствие,  не обеспечении безопасных условий труда на рабочих местах на необходимом уровне.

При реализации задач связанных с организацией тендеров в области охраны труда должны осуществляться следующие предпосылки направленные на повышение качества работ:

-  расчет реальных затрат по времени эксперта организации по специальной оценке условий труда с учетом его опыта получения первичной информации об условиях труда на рабочих местах (навыков специалиста-эксперта), и с учетом специфики экономической деятельности предприятий;

- оценка и анализ информации о компетентности специалистов-экспертов организаций по специальной оценке условий труда (в рамках ее компетенции), при выборе организации по специальной оценке условий труда в рамках проводимого тендера исходя из фиксированной цены устанавливаемой Заказчиком – все участники тендера согласны со стоимостью работ предложенных Заказчиком;

- стоимость работ по специальной оценке условий труда на рабочих местах может быть скорректирована с учетом класса риска предприятия того или иного вида экономической деятельности.

Расчет реальных затрат по времени эксперта организации по специальной оценке условий труда должен осуществляться привлекаемой к проведению специальной оценки условий труда с учетом компетентности специалистов-экспертов в рамках компетенции заявленной при аккредитации (областью аккредитации).

В качестве исходной информации должен быть использован установленный алгоритм процесса оценки условий труда, который должен учитывать следующую процедуру получения необходимой для расчета затрат времени информацию:

  • изучение технологического процесса на рабочем месте по документации и визуально – руководитель испытательной лаборатории (центра) плюс член комиссии (технолог, руководитель подразделения, нормировщик) организации;
  • установление тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте – специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) плюс член комиссии (нормировщик) организации;
  • установление численности работающих, осуществляющих трудовой процесс – специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) плюс член комиссии (кадровик) организации
  • идентификация вредных и опасных производственных факторов, измерение физфакторов на рабочем месте, измерение химфакторов на рабочем месте специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) плюс член комиссии (представитель работников – профсоюз, руководитель подразделения);
  • установление (расчет) степени влияния факторов производственной среды на рабочем месте - специалист-эксперт (врач-гигиенист) испытательной лаборатории (центра) плюс член комиссии (медработник) организации.

Разработка индивидуальных мероприятий по стабилизации и улучшению условий труда для работников на рабочем месте – руководитель испытательной лаборатории (центра) плюс руководитель, члены комиссии организации участвующие в оценке условий труда

Затраты времени процесса оценки условий труда зависят от сложности технологического процесса, компетентности членов комиссии организации в части оценки условий труда, числа рабочих мест, наличия вредных и опасных производственных факторов, численности специалистов-экспертов испытательной лаборатории (центра), компетентности специалистов-экспертов испытательной лаборатории (центра).

Компетентность специалистов-экспертов позволяет снизить время на обработку результатов оценки.

Компетентность членов комиссии позволяет снизить время на установление качества (достоверность) работ специалистов-экспертов испытательной лаборатории (центра),

Сложные рабочие места характеризуются  – использованием (привлечением) большего числа работников одной профессии или должности, использование различных видов производственного оборудования и транспортных средств на рабочем месте, используемое на рабочем месте производственного оборудование и транспортные средства требуют специальной подготовки работников.

Стоимость работ зависит от средней зарплаты работников на рабочих местах плюс стоимость поверки средств измерений плюс стоимость аренда помещений испытательной лаборатории (центра),  (отнесенные к времени на год на использование и  в процентном отношении к каждому сотруднику испытательной лаборатории (центра), включая администрацию испытательной лаборатории (центра).

Вынужденные затраты составляют время на подтверждение качества работ членами комиссии в средней зарплате всех членов комиссии (включая руководителя комиссии)- должно быть указано в договоре на оценку условий труда, т.е. в затягивании никто из руководителей организации не должен быть заинтересован.

В компетенции специалистов-экспертов и членов комиссии заинтересован руководитель организации, т.к. это влияет на качество, а значит и время на завершающий этап работ (вынужденного этапа).

Финансируемые этапы процесса оценки условий труда:

-подготовительный – организация работ (со стороны испытательной лаборатории (центра – поверка средств измерений).

-процесс оценки условий труда – средняя заработная плата членов комиссии и с учетом компетенции специалистов-экспертов (поправочный коэффициент – страховой риск компетентности специалиста-эксперта), должен быть использован коэффициент класса риска организации (предприятия, учреждения).

-заключительный этап оценка качества и достоверности оценки условий труда (средняя заработная плата всех участвующих членов комиссии + специалистов-экспертов ИЛ)

Временной фактор зависит от времени осуществления на рабочем месте как минимум шести повторяемых  циклов технологического процесса (режима работы) для стационарного оборудования и одиннадцать для каждого режима движения транспортного средства, одиннадцать для подъемно-транспортного оборудования, одиннадцать для работы на стационарном режиме средств механизации.

При оценке и анализе информации о компетентности специалистов-экспертов организаций по специальной оценке условий труда (в рамках ее компетенции) необходимо руководствоваться следующей информацией:

- знание постоянно обновляемой информацией о действующей государственной нормативной документации, отражающей требования охраны труда, в организациях с учетом специфики экономической деятельности;

- тестирование членами комиссии по специальной оценке условий труда организованной Заказчиком знаний специалистов-экспертов организаций по специальной оценке условий труда участвующих в тендере;

- анализ членами комиссии по специальной оценке условий труда организованной Заказчиком информации отражающей практический опыт специалистов-экспертов организаций участвующих в специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах предприятий одинаковой экономической деятельности.

Таким образом, повышается роль комиссии по специальной оценке условий труда в части обеспечения необходимого уровня качества работ в рамках специальной оценке условий труда.

Стоимость работ по специальной оценке условий труда на рабочих местах корректируется с учетом класса риска предприятия того или иного вида экономической деятельности исходя из следующей информации позволяет обосновать изменение в стоимости работ исходя из реального иска работников на предприятии с тем или иным видом производственной деятельности.

Проблема в том, что фактически устанавливается риск «как средняя температура  по больнице – 36,60», а необходимо учитывать совокупность риска предприятия исходя из наличия вредных и опасных факторов на всех рабочих местах с учетом воздействия вредных и опасных факторов на отдельных рабочих местах.

Для этого должны быть установлены поправочные коэффициенты производственного риска, которые и влияют на стоимость работ по специальной оценке условий труда.

Выводы:

1.Если Заказчик (в лице работодателя) работ по специальной оценке условий труда заинтересован в конечном продукте – качестве специальной оценки условий труда, то члены комиссии организованной этим Заказчиком должны провести тендер по выбору организации специальной оценке условий труда используя тесты оценки компетентности специалистов – экспертов по оценке условий труда, которые разрабатываются независимой экспертной организацией аккредитованной в ЕН СДСОТ.

2. Если Заказчик (в лице работодателя) заинтересован только в снижении заявленной первичной цены, то должны быть гарантии работникам этого предприятия, в обеспечении безопасных условий труда на рабочих местах за счет дополнительного страхования качества работ по специальной оценке условий труда.

3. При установлении стоимости работ по специальной оценке условий труда Заказчик выставляет на тендер стоимость с учетом имеющихся производственных рисков на отдельных рабочих местах и предприятия (организации, учреждения) в целом, а не только классом риска в зависимости от вида производственной деятельности.

4. Настоящий системный подход может быть реализован при любых работах (услугах) в области охраны труда, которые могут быть оценены на соответствие.

 

Проблемы специальной оценки условий труда на законодательном уровне.

Рассматриваемые документы противоречия:

1. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

2. Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

4. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160.

5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 16 октября 2012 г. N 682 г.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2012г №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Суть проблемы на законодательном уровне специальной оценки условий труда заключаются в следующем:

Основание

Противоречие

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

 

Приказ Минтруда России №33н

Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий.

Вывод: Методика Приказ Минтруда России №33 не раскрывает полностью решение задач проведения специальной оценки условий труда – отсутствует оценка применения средств как индивидуальной, так и коллективной защиты работников.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Статья 14 п.2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Статья 14 п.3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

п.4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: ...

Вывод: Необходимо привести к  формулировкам приведенным в Статья 3 ФЗ ограничивает использование нормативных документов при специальной оценке условий труда до гигиенических нормативов (Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160).

п.2. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 13 п.3

3. Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

Приказ Минтруда России №33н

Раздел III Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

п.12. Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II настоящей Методики.

Вывод: В законе не должен приводиться перечень измеряемых вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса – это должно содержаться в методике Приказ Минтруда России №33н.

Приказ Минтруда России №33н Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 13 п.3

3. Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

ГОСТ 8.010-99 Государственная система обеспечения единства измерений Методики выполнения измерений. Основные требования, а с 03.2015г. и ГОСТ 8.010-2013 Государственная система обеспечения единства измерений Методики выполнения измерений. Основные требования.

Вывод: Методика выполнена на по ГОСТ 8.010-2013 (содержание не отвечает требованиям стандарта) и она не зарегистрирована в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (согласно  Статьи 12 п. 4 Федеральный закон №426-ФЗ).

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 18 п.3

3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:

а) полное наименование;

б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) основной государственный регистрационный номер;

д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);

е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 16 октября 2012 г. N 682 г.

III. Критерии аккредитации испытательных лабораторий (центров)

8. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности испытательной лаборатории (центра) (далее - лаборатория) требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 19 настоящих Критериев.

9. Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.

10. Наличие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации:

высшего, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;

стажа работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации, не менее трех лет.

11. Наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации.

Для лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления работ по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, не требуется. В таких случаях в руководстве по качеству должны быть предусмотрены правила использования и требования к такому испытательному оборудованию, средствам измерений и стандартным образцам, а также иным техническим средствам и материальным ресурсам.

Вывод: В законе нет требования документов которые рассматриваются при аккредитации  в Росаккредитации – область аккредитации, паспорт, руководство по качеству, т.е. информация отражающая контролируемые показатели качества деятельности организации допущенной для специальной оценке условий труда. Область аккредитации основополагающий документ для любой организации осуществляющей оценку условий труда.

Федеральный закон №426-ФЗ  Статья 10 п.6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Приказ Минтруда России №33н

 п.11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Федеральный закон №426-ФЗ  Статья 10

п.4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014

п.8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Вывод: Идентификация не осуществляется для рабочих мест 1), 2), 3), но в  случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. Таким образом,  можно все рабочие места перевести во 2 класс без специальной оценки условий труда .

Согласно Приказ Минтруда России №33н  Раздел II. п.6. … Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

п.1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 3. Специальная оценка условий труда

п.1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вывод: В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены выдается декларация соответствия условий труда - Количество рабочих мест может составить  более десятки даже сотни миллиардов .ВНИМАНИЕ: только стоимость бланков деклараций – сотни миллиарды рублей.

Кроме того, не стыковка со  Статьей 3 №426-ФЗ Оценка по гигиеническим нормативным документам, а декларирование по государственным нормативным документам.

Федеральный закон №426-ФЗ

п.7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Повтор предыдущего замечания.

Вывод: Каждые 5 лет переоформление деклараций - количество рабочих мест может составить  более десятки даже сотни миллиардов. ВНИМАНИЕ: Продолжается выкачивание денег каждые пять лет - так, как только стоимость бланков деклараций – сотни миллиарды рублей

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 12 п.4. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Приказ Минтруда России №33н

п.14. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Вывод: Как указано в части 1 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: «Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений…».

Аккредитованные методики в области оценки условий труда  отсутствуют, а следовательно специальная оценка условий труда не может осуществлять по большому спектру вредных и опасных производственных факторов.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 19. п.2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599

п.5. е) сведения о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и порядкового номера в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

Вывод: Врач-гигиенист должен быть обеспечен работой на 100% в организации проводящей специальную оценку условий труда либо договор совместительства.

По каким критериям его тестируют если  он уже прошел подготовку на дополнительных курсах как профессионал – врач-гигиенист. Это возможно например в рамках соглашения НП «НПВО ОТиПБ» ( ЕН СДСОТ) и Института Медицины труда.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 19 п.2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599

п.20. Организация подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

в) прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Вывод: Если это касается только одного эксперта, то причем тут организация если  у нее в штате более 5 экспертов.

Федеральный закон №426-ФЗ

3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Приказ Минтруда России №33н не рассматривает вопрос оценки применения СИЗ и СКЗ, а организации обеспечивающие средствами индивидуальной защиты даже не входят в реестр Минтруд.

 

Вывод: Необходимо требовать проведение оценки соответствия применения СИЗ в организациях (предприятиях, учреждениях), оценку эффективность СИЗ должна оцениваться производителями или поставщиками на специальных стендах по соответствующим методикам испытаний и исследований эффективности СИЗ.

Про оценку применения СКЗ совсем забыли.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 14  п.5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Согласно Приказа Минтруда России №33н установлены условия отнесения условий труда в классам 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, но совсем забыли о классе 4.

Вывод: Нет ссылок на государственные нормативные документы, по которым они оцениваются и относятся к классу опасности 4.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 16 п.4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

Предлагаемая оценка условий труда будут носить субъективный характер, который зависит от компетентности эксперта – уровень подготовки и имеющих практических навыков.

Вывод: Оценка должна начинаться с изучения технологических процессов, т.к. хронометраж и опрос не позволяет оценить работу на рабочее месте в течении недели, месяца большие погрешности, либо проводить оценку тяжести и напряженности трудового процесса в течении недели или месяца, что в реальных условиях проведения работ не эффективно (большие затраты времени на каждое рабочее место) для организации допущенной к проведению специальной оценки условий труда.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 16  п.1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Согласно Приказа Минтруда России №33н при установлении аналогичности рабочих мест не осуществляется состояние оборудования , зданий и сооружений на момент проведения специальной оценки условий труда (до и после капитального ремонта ,срок эксплуатации и т.д.).

Вывод: Аналогичные рабочие места могут быть, но мы оцениваем условия труда, которые аналогичными не могут быть в таком  качестве  технологические системы т.к. имеет место человеческий фактор (в т.ч. его состояние, разряд, квалификация и компетентность в области охраны труда).

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 21 п.5. В реестр экспертов вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

2) номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);

3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;

4) дата аннулирования сертификата эксперта.

Ни в каких документах не прописана область деятельности эксперта (в т.ч. сертификате соответствия).

Вывод: Форма области деятельности эксперта не установлена, кроме того она должна отражать подтверждение его трехлетнего опыта работ в области деятельности организаций с различными видами экономической деятельности.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 15 п.1.

п.п.5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вывод: Оцениваются не эффективность СИЗ, а применение. Виды работ по оценке эффективности и применению различны. Нет форм  типовых протоколов оценки применения СКЗ.

Федеральный закон №426-ФЗ

Статья 27 п.1.Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

Федеральный закон №184-ФЗ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты.

Вывод: Действие Закона «О техническим регулировании не распространяется на охрану труда поэтому работы испытательных лаборатории в период с 1 января по 1 июля 2014г не могла осуществляться на основании Федеральный закон №426-ФЗ , а только в рамках их аккредитации в действующих добровольных системах сертификации в области охраны труда.

 

Внимание: Специалисты – экспертов должны помнить о своей ответственности за проводимую ими работу независимо от вышеперечисленных проблем.

Статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации предусматриваются «Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права», а именно

«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.»

     Статья 362 Трудового кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 353 Трудового кодекса Российской Федерации. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом

Работодатель несет административную ответственность, так:

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». 

Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица       Согласно статье 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  •  в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей для должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  •  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  •  на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  •  нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Вывод: Обращается внимание на некоторое смягчение принимаемых административных мер за нарушения, но штрафы значительны и в таком виде.

 

Вывод: Не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда, производственного контроля попадает под действие статьи 5.27 КоАП РФ.

Статья 14.48 КоАП РФ «Предоставление недостоверных результатов исследований (испытаний)».

«Представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки  (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок  от одного года до трех лет; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вывод: Организация осуществляющая оценку условий труда в рамках требований законодательства о техническом регулировании  должна страховать свою ответственность на сумму возможного штрафа как всех сотрудников, так и юридического лица, что позволит повысить качество работ по оценке условий труда.

В отличии от декларировании, сертификация согласно Статьи 14.47 КоАП РФ «Нарушение правил выполнения работ по сертификации» несет следующую ответственность:

п.1. «Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушениями требований законодательства о техническом регулировании – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;»

п.3. «Необоснованная выдача органом сертификации или отказе в выдачи сертификата соответствия либо необоснованного приостановления или прекращении действия сертификата соответствия – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;»

п.4. «Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленного законодательством Таможенного союза правил заполнения форм сертификата соответствия, не повлекшие за собой  необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Вывод: Необходимо обратить внимание на эту статью КоАП РФ  все, кто будут выдавать сертификат соответствия – в том числе и экспертов по специальной оценке условий труда.