Сколько нужно средств на охрану труда?

ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ напряг предложения в ФНПР о возможном решении вопроса по финансированию мероприятий на улучшение условий, охраны труда и снижение травматизма.

 

Отсутствие финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда не позволяют руководителям организаций здравоохранения выполнять требования Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда.


Из-за отсутствия специальной статьи на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда бюджетных организаций, финансовые органы ставят под сомнение произведенные затраты в медицинской организации на охрану труда, создавая конфликтные ситуации, считая данные расходы нецелевым использованием бюджетных финансовых средств.
В здравоохранении около 60 % работников заняты во вредных и опасных условиях труда, которые имеют право на дополнительные надбавки к заработной плате, на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день и другие льготы, компенсации. Интенсивная работа в неблагоприятных условиях труда способствует росту случаев заболеваемости медицинских работников (профессиональной и с временной утратой трудоспособности). Ежегодно в отрасли происходит свыше 3000 случаев производственного травматизма, в том числе около 30 со смертельным исходом. Высок процент выхода медицинских работников на инвалидность. Из-за отсутствия финансирования медицинские работники не обеспечены санитарно-бытовыми помещениями (гардеробные, душевые, комнаты приема пищи, комнаты психологической разгрузки и др.).В связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181 н, которым утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, включающий мероприятия по проведению в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков, вопрос финансирования медицинских организаций становится более проблемным.
Так как трудовое законодательство ранее не содержало перечней мероприятий по улучшению условий труда работников, работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Например, некоторые работодатели в первую очередь решали вопросы социального характера, обеспечивая рабочих горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест.
Изменения норм законодательства в области охраны труда в настоящее время проходят достаточно остро, поскольку они не только затрагивают льготы и компенсации работников, но и проблемы, связанные с финансированием мероприятий, включающих периодические медицинские осмотры, подготовку специалистов по охране труда и особо затратную аттестацию рабочих мест по условиям труда.
На сегодняшний день статья 226 «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда» Трудового кодекса РФ не может быть применена к бюджетным организациям нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура и управление), так как норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений не введен.
Согласно ст. 226 ТК РФ только предприятия отраслевого материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Таким образом, применение положений статьи 226 ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Введение бюджетной статьи расходов и соответствующих поправок в Трудовой кодекс РФ позволит наконец-то решить вопрос финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда бюджетных организаций.
Необходимы правовые акты в связи с предстоящим с 2013 года одноканальным финансированием медицинских организаций через систему ОМС, в стандартах которых не заложено средств на охрану труда.
Необходимо отметить, что с учетом программ в системе здравоохранения и программы по модернизации ежегодные затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда составляли, по данным региональных организаций Профсоюза, в 2011 году около 17 млрд. рублей (2010 году - около 14 млрд. рублей). Учитывая, что в здравоохранении занято около 3,3 млн. работников, затраты на мероприятия по охране труда на одного работника составили около 5150 рублей в 2011 году (2010 год - 4242 рублей).
Затраты на реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, как правило, включают: приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении; устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воз-действия опасных и вредных производственных факторов; устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды помещений медицинских организаций; приведение уровней естественного и искусственного освещения в соответствии с действующими нормами; устройство новых и (или) реконструкция имеющихся санитарно-бытовых помещений и их оснащение и др. По мнению Профсоюза, расходы на выше перечисленные мероприятия ежегодно составляют не менее 1500 рублей на одного работника, и в целом по отрасли составляют в сумме около 4 млрд. рублей.
Кроме этого, в соответствии с законодательством в организациях здравоохранения должны проводиться аттестация всех рабочих мест по условиям труда (один раз в пять лет), медицинские осмотры, обучение по охране труда специалистов и отдельных категорий работников (один раз в три года), а также выдача работникам СИЗ.
Стоимость аттестации 1 рабочего места составляет в среднем 2750 руб. Применяя коэффициент установления постоянных рабочих мест, подлежащих аттестации (0,6) и используя простую формулу расчетов, получаем среднегодовые планируемые затраты на аттестацию рабочих мест.
3,3 млн. работников х 0,6/ 5 лет = 1 млн. 980 тыс. постоянных рабочих мест/ 5 лет = 396 тыс. рабочих мест подлежат аттестации ежегодно.
Далее умножаем на стоимость услуг по аттестации одного рабочего места и получаем ежегодные затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда 1 млрд. 89 млн. рублей (396000 р.м. х 2750 руб.).
Проведя аналогичные расчеты, связанные с расходами на медицинские осмотры, обучение по охране труда специалистов и отдельных категорий работников и выдачу работникам СИЗ, дополнительно увеличивают ежегодные затраты на сумму около 7 млрд. рублей.
Сложив полученные итоговые результаты, мы получаем сумму более 12 млрд. рублей ежегодных затрат на мероприятия улучшения условий и охрану труда.
Однако в настоящее время определенная работа в медицинских организациях в области охраны труда проводится. Поэтому, по мнению Профсоюза, ежегодные затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда с учетом вышеприведенных предварительных расчетов составят в среднем около 10 млрд. рублей.
Профсоюз работников здравоохранения РФ считает, что бюджетные организации нематериальной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.) поставлены в дискриминационное положение, так как им не определено законодательством финансовое обеспечение на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. С 2013 года в медицинских организациях возникнут дополнительные проблемы в связи с переходом на одноканальное финансирование через систему ОМС.

Отдел правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза